Почти каждая вторая пачка сливочного масла, которую используют в приготовлении блюд для школьников и детсадовцев, – фальсификат. Таковы неутешительные результаты проверок специалистов Роспотребнадзора по итогам 2015 года.
Два в одном: строительство и производство масла
Исследования проводились на базе Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области. Были проверены 38 проб молочной продукции, в том числе 32 - сливочного масла. По итогам лабораторных исследований эксперты Роспотребнадзора установили, что около 50 процентов проб проверенного сливочного масла попали под критерии фальсификации.
Больше всего обеспокоил специалистов надзорного ведомства тот факт, что около 60 процентов фальсифицированного масла по области и 56 процентов по Нижнетагильскому территориальному отделу было забраковано в школьных пищеблоках, детских садах и домах, оздоровительных детских учреждениях. Все поддельное масло закупалось на контрактной основе, как того требует федеральное законодательство.
Кстати, названия отдельных компаний-поставщиков сливочного масла, мягко говоря, приводят в изумление. К примеру, ЗАО ПФК «Технопол» и ООО Корпорация «Битум».
Цех «Технопола» располагается в поселке Верх-Нейвинский, зарегистрирована компания в Новоуральске. Оба населенных пункта подведомственны Нижнетагильскому территориальному отделу управления Роспотребнадзора по Свердловской области.
- Мы обращались в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей, предметом которого стали действия ООО ПФК «Технопол» по фальсификации молочной продукции, - прокомментировала ситуацию Наталья Лялеко, заместитель главного санитарного врача. - В распоряжении отдела имелись доказательства многочисленных фактов производства молочной продукции, не соответствующей обязательным требованиям. Ответчиком допускалось производство некачественного масла, в том числе с заниженным содержанием массовой доли жира, завышенным содержанием массовой доли влаги. Продукт не соответствовал требованиям законодательства по органолептическим показателям (вкус, запах, цвет), заявленному наименованию по составу используемого сырья за счет замены молочного жира жирами немолочного происхождения.
Новоуральским городским судом требования отдела в отношении ПФК «Технопол» были удовлетворены. На ответчика возложена обязанность прекратить противоправные действия.
Корпорация с говорящим названием «Битум» находится в Екатеринбурге. Ее основными видами деятельности являются строительство, штукатурные, отделочные, стекольные, малярные работы. Там торгуют топливом, цветами, занимаются уборкой помещений и производством молочных продуктов и коровьего масла. Настоящие универсалы.
Кроме вышеназванных компаний по критериям фальсификации Роспотребнадзор забраковал масло ООО «Торговый дом «Белая ферма», ООО «Шарьямолоко», ОАО Кулебакский молочный завод», ООО «Молочная индустрия» (Самарская область), ООО ТПК «Маслодел», ООО «Маслоторг П», ООО «Октябрьский молочный завод» (г. Пермь).
Производители – призраки
Еще один любопытный факт удалось установить специалистам Роспотребнадзора, проверяя маркировку продуктов. Оказывается, часть предприятий по изготовлению молочной продукции не осуществляют данную деятельность по указанным ими адресам. К примеру, на маркировке указана Пермь, а по факту масло делают в Туле.
В ходе проверок удалось обнаружить и молокоперерабатывающие предприятия, фактически отсутствующие по заявленным адресам. Таких в списках Роспотребнадзора более 40.
Работа по выявлению фальсифицированной продукции продолжается и в этом году. Так, при проведении проверок в образовательных учреждениях в первом квартале этого года были вновь выявлены факты использования для детей фальсифицированного масла. Судя по маркировке, его вновь приготовили корпорация «Битум» и екатеринбургский предприниматель А. А. Быков.
- Вероятно, теперь наши коллеги из территориального отдела по Екатеринбургу так же, как в свое время и мы в отношении «Технопола», должны через суд обязать корпорацию «Битум» прекратить противоправные действия, - пояснила Наталья Лялеко. - Штрафы производителей фальсификата уже не пугают. Вполне возможно, что им выгоднее заплатить штраф и продолжать незаконную деятельность дальше.
Слабость нормативно-правовой базы, несоблюдение действующего законодательства, а также огромная прибыль от реализации контрафактной и фальсифицированной продукции - основные причины высокого роста выпуска и реализации таких продуктов питания.
Некоторые эксперты как одно из решений проблемы предлагают строгое наказание, вплоть до приостановки деятельности предприятия. Потому как самым главным стимулом могут быть только конкретные экономические последствия, а закрытие, к примеру, на 90 дней, - существенно для любого предприятия.
Однако в Роспотребнадзоре такой вариант перспективным не считают. Допустим, производителя фальсификата по решению суда закрыли. При этом ничего не помешает завтра этому же предприятию сменить вывеску, к примеру, с «битума» на «асфальт» и продолжать кормить детей отвратительными продуктами.