Глава города Сергей Носов провел совещание с руководителями системы образования и вузов, расположенных на территории нашего города. Речь шла об алгоритме подготовки педагогических и инженерных кадров. Как только существовавшая годами система «Набор – практика – выпуск – прием на работу» была нарушена, в школах не стало хватать учителей математики, а три-четыре промышленных предприятия начали претендовать на одного выпускника-инженера.
Вопрос не просто очередной, сегодня его рассматривают в контексте национальной безопасности. Если молодежь будет учиться за пределами Нижнего Тагила, не возвращаясь на малую родину, город продолжит терять кадры. Сегодня эта ситуация обнажена до предела: на Уралвагонзаводе не хватает высококвалифицированных специалистов, технологический институт не может сформировать группы для обучения инженеров, а в школах учителя математики работают на несколько ставок.
Ситуация, сложившаяся в нашем промышленном городе, на родине нобелевского лауреата физика Константина Новоселова, на грани абсурда. Справедливости ради следует сказать, что вузы пришли к ней не по своей инициативе. Демографический фактор, система подушевого финансирования, заставлявшая открывать все новые и новые специальности, привели к избытку выпускников гуманитарного профиля, которые не всегда имеют возможность получить работу по избранной профессии. А специалистов, востребованных в городе, напротив, нет. И пока никто не придумал, как мотивировать молодежь на получение профессий, нужных Нижнему Тагилу.
Один из крупнейших работодателей – управление образования города. Здесь трудятся 6,5 тысячи педагогов. Как только начался процесс увеличения заработной платы работникам дошкольных образовательных учреждений, детские сады перестали нуждаться в воспитателях. А вот с учителями математики дело обстоит не так просто. Сегодня потребность закрыта, но, по словам начальника управления образования Игоря Юрлова, просчитана прогнозная потребность, которая показала, что в течение четырех лет наступит смена учителей математики.
Управление образования и пединститут нашли взаимопонимание, заключили трехсторонний договор, предусматривающий подготовку, выпуск специалистов и гарантированное устройство на работу. Педагогический институт считает, что пришло время восстановить систему целевого набора студентов, которую, кстати, практикуют другие города северного куста региона.
Вряд ли от целевого набора отказался бы и Нижнетагильский технологический институт (филиал) Уральского федерального университета. В текущем году здесь приняли только 500 человек, а два-три года назад набор был в три раза больше. Но основную проблему в вузе видят в отсутствии выпускников школ, желающих стать инженерами, и слабом преподавании в школах физики (1 час в неделю), а как следствие – малом выборе ЕГЭ по физике. И хотя в вузе много металлургических, машиностроительных и технических прикладных специальностей, выпускники школ не хотят связывать жизнь ни с одной из них.
Созданные совместно с НТИИМ и Уральским федеральным университетом программы «Инженер 21 века» и «Зеленая химия» по профориентации на технические специальности еще не принесли результаты.
Есть у главы города вопросы и к представителям академии народного хозяйства и госслужбы. Студенты учебного заведения не проходят практику в муниципальных предприятиях, в администрации города, а здесь нужны инженеры-теплотехники, специалисты дорожного хозяйства, экономисты.
Педагогический институт готов учить будущих учителей, поскольку потребность в них велика, но интересуются педагогическими специальностями больше иногородние абитуриенты. В этом году на день открытых дверей пришло 250 человек, 60% из них – старшеклассники из других городов.
Представитель вуза отметил, что институт может ориентироваться на заказчика, готовить учителя штучно, конкретно, но нужно восстановить разрушенное: целевой заказ, адресную помощь школе, базовые площадки, где проходила педагогическая практика, гарантированную переподготовку кадров. Кстати, большая роль отведена и социальной рекламе профессий, нужных в нашем городе. Последнее предложение поддержал Сергей Носов. Глава города предложил сделать подобные встречи с руководителями образовательных учреждений регулярными, например - раз в квартал.