Корреспонденты «ТР» побывали на колесобандажном производстве ЕВРАЗ НТМК, на участке полнопрофильной обработки колес.
Две производственные линии оснащены двумя терминалами. Через них можно получить доступ к базе данных, где хранится информация о поступающих в обработку колесах. Их по шесть штук в каждой стопе. Оператор станков с программным управлением Александр Косарев сканером считывает штрих-коды, на мониторе терминала высвечивается информация о них и передается на станок. Начинается обтачивание колес. После завершения оператор вновь наклеивает на колеса этикетки со штрих-кодами.
На стадии ультразвукового контроля их вновь придется снять – иначе они могут показать ложный дефект продукции и ввести в заблуждение контролеров ОТК. После завершения процедуры ярлыки возвращаются на свои места.
Так в колесобандажном цехе функционирует уже отлаженная, прошедшая испытания система штрихового кодирования продукции. Система как в супермаркете: каждое колесо имеет свой штрих-код, который можно считывать сканером и получать в считанные секунды всю информацию о нем. Она кодируется последовательно, по мере того, как колесо проходит прокат, закалку, механическую обработку и приемку. После каждой операции система автоматически заносит информацию о завершении процесса в базу данных. Таким образом, оператор или любой другой работник цеха, имеющий доступ к системе, может в любой момент узнать, на каком этапе обработки находится колесо. Такой подход очень важен, в том числе, и для формирования производственной документации – он позволяет существенно сократить сроки инвентаризации или поиска архивных данных о продукции.
– Информационная система сопровождения металла в цехе существует давно, – рассказал руководитель проектов ЕВРАЗ Техники Виталий Рыбкин. – Информация и раньше заносилась в базу данных компьютера, но делалось это вручную, отнимало значительно больше времени и не исключало ошибок по вине человеческого фактора.
Проект стартовал в 2015 году. Были закуплены точки доступа Wi-Fi для организации локальной сети, мобильные компьютеры со сканером штрих-кода, этикетки и стационарные терминалы. Уже в ноябре прошлого года началась опытная эксплуатация системы, а с марта нынешнего она работает в штатном режиме.
– За сутки в цехе проходят обработку около тысячи колес, – говорит главный специалист по внедрению техники колесобандажного цеха Максим Цветков. – Мы и раньше справлялись с таким объемом работы, однако могли появляться неточности. Сейчас они исключены, а значит, нам не придется прибегать к дополнительным расходам на проведение претензионной работы. Кроме того, система позволяет подсчитать количество операций, выполненных станком за все время его эксплуатации, что в конечном итоге дает возможность максимально точно определить степень износа оборудования.
По словам Виталия Рыбкина, система штрихового кодирования – в какой-то мере новаторство для российской металлургии. До сих пор подобный проект был реализован только на ЕВРАЗ Западно-Сибирском металлургическом комбинате, однако не в такой проработанной форме, как в Нижнем Тагиле. Сибирские колеса заносились в систему лишь на финальной стадии их обработки. Тагильчане, усвоив опыт коллег родственного предприятия, детализировали и усовершенствовали этот проект с учетом особенностей нашего производства.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.