Корреспонденты «ТР» побывали в Черноисточинске, на ферме Александра Савелова Это единственный фермер, включенный в перечень хозяйствующих субъектов Свердловской области, зарегистрированных на территории сельских населенных пунктов Нижнего Тагила. Хозяин познакомил гостей со своим животноводческим комплексом и поделился секретами успешной работы в этой сложной сфере, чувствительной к колебаниям в экономике. (ФОТО)
Команда энтузиастов
– Знакомьтесь, это наша команда, – приветствует Александр Николаевич, встречая нас вместе с отцом и соседским парнишкой Максимом. – В одиночку без них я бы не справился.
Команда и впрямь как на подбор. У руля – Александр Савелов, его отец Николай Иванович – штурман, 19-летний Максим – помощник. Парень поступил в училище на сантехника, однако мечтает о том, чтобы эта профессия пригодилась ему в жизни разве что для чистки хлева. В будущем он планирует стать самостоятельным предпринимателем и уже четвертый год набирается опыта на соседской ферме.
Крестьянский образ жизни Александра Савелова – отнюдь не дань семейной традиции: его отец много лет отдал органам внутренних дел, а сам он – бывший работник нижнетагильской таможни. Отец, правда, родился и вырос в деревне. Выйдя на заслуженный отдых, он захотел вернуться к своей детской реальности, простой и понятной сельской жизни. Купил участок в Черноисточинске, обзавелся двумя поросятами – Машкой и Борькой, потом курицами-несушками. Вслед за ними последовала крольчиха на сносях и кролик-самец. Общежитие для домашней живности росло, словно по сценарию сказки про теремок, – планомерно, переходя от малой особи к крупному рогатому скоту. Когда в хлеву появилась корова, пришлось учиться ее доить. Николай Иванович довольно быстро освоился и даже преуспел в этом деле. Деваться ему было некуда – норовистая буренка сама остановила на нем свой выбор и никого, кроме старшего Савелова, не допускала.
Становление сельского уклада жизни в семье началось 17 лет назад. Очень скоро дело отца поддержал Александр. Он развернул на ферме бурную деятельность, наладил контакты с поставщиками кормов и ветеринарных услуг, учеными и предпринимателями, составил домашнюю отраслевую библиотеку. Всему учился сам – пользуясь советами отца и опытом других животноводов.
Живые батареи
Сейчас на 20 сотках земли уже не повернуться – каждый квадратный метр полезной площади густо населен. В хозяйстве 20 баранов, более ста кур и петухов, столько же кроликов, несколько коров и гусей. Вдоль тропинки, ведущей к хлеву, расставлены недостроенные клетки для кроликов. По другую сторону, на небольшой площадке, огороженной сеткой-рабицей, прогуливаются красавцы фазаны. Их два вида – серебряный и румынский, оба привезены из Екатеринбурга лет шесть назад. Испугавшись посторонних людей, птицы прячутся в укрытие. А мы идем дальше – туда, где живут бараны и ярочки с ягнятами. В этом помещении холодно как на улице, зато в следующем – значительно теплее.
– Вы здесь отапливаете? – спрашиваю хозяина.
– Да нет, вон у нас четыре «батареи» стоят, – смеется Александр Николаевич, указывая на коров в стойлах. – Это от них тепло.
Рядом с коровами – загон для двух страусов, здесь самое теплое место. Александр привез их из Самары – просто так, для души. Птицы адаптировались и прекрасно пережили уральскую зиму. В сильные морозы здесь включали обогреватель, но сейчас и без него температура вполне комфортная.
В предбаннике тоже тепло и, на первый взгляд, пустовато – две козы и несколько замечательных китайских мини-кур с хохолком на голове. Их мясо, кстати, считается диетическим, его рекомендуют употреблять в пищу людям, страдающим туберкулезом. Вдоль стены – множество клеток, сколоченных в несколько плотных рядов. Открываем дверцу – внутри крольчиха. Под ней и даже верхом на ней сидят крольчата месячного возраста.
– Эти уже большие и могут жить в обычных условиях. Через 10 дней поставлю им прививки, – продолжает рассказ Александр.
Недавно он обновил племенное поголовье кроликов – продал старого самца и купил нового, чистопородного. Обновлять кровь нужно обязательно. Если этого не делать, каждое новое поколение животных будет мельче и слабее, чем предыдущее.
Техническая сборная СССР
В доме у Савеловых стоят два самодельных инкубатора, каждый из которых представляет собой фанерный короб, к которому проведено освещение и температурный датчик с контроллером, позволяющий поддерживать в коробе постоянные условия. Когда цыплята вылупятся, они некоторое время обсыхают, а затем кочуют из одного помещения в другое, в каждом из которых температура чуть ниже, чем в предыдущем. Так постепенно они приучаются к уличным холодам.
А как же быть, если вдруг отключат электроэнергию?
– На такой случай у нас стоит бензогенератор – он позволяет не зависеть от скачков напряжения, которые случаются довольно часто, – поясняет Александр.
Почти все оборудование на ферме – самодельное. Есть даже перодерка – для ощипывания птицы. Недавно фермер купил подержанный трактор, а прицеп для него соорудил из подручных запчастей:
– Мост от трактора, борта от ГАЗели, колеса от УАЗика, вот такая сборная СССР получилась, – посмеивается Александр Николаевич. – Ненужные детали знакомые отдают, а мы их в дело пускаем.
К технике у Александра с детства душа лежала. Отец подогревал мальчишеский интерес, позволяя с ранних лет все делать самому. В итоге сын вырос не только технически грамотным, но и умеющим самостоятельно принимать нужные решения.
Одно из таких решений - расширение владений. Когда ютиться на маленьком клочке земли стало уже невозможно, Александр Савелов решил арендовать 70 гектаров земли в соседнем поселке Елизаветинском. Поначалу в аренде ему было отказано: мол, владельцам личного подсобного хозяйства так много земли брать не полагается, оформляйте крестьянское (фермерское) хозяйство. Так наш герой официально стал фермером.
Поначалу ему была установлена непомерная арендная ставка – 63,7 процента от кадастровой стоимости земли. Таким образом, предпринимателю приходилось платить по 80 тысяч рублей в год. В прошлом году совместными усилиями с территориальным управлением администрации города удалось снизить ставку до 0,6 процента. Теперь арендная плата составляет всего 700–800 рублей.
В Елизаветинском идет стройка – на новой земле скоро появятся хлева. Основная часть территории определена под покос – сено для животных Александр заготавливает сам. Есть и экспериментальная площадка в два гектара, на которой фермер пробует различные виды удобрений для увеличения объемов скошенной травы.
Здесь вам не Германия
Поддерживать на плаву солидную ферму – очень непросто. Недаром фермерство в России – далеко не самый популярный вид предпринимательской деятельности. Уже несколько лет Александр работает с нулевой прибылью, переводя всю доходную часть бюджета в оборотные средства. Плюс кредит, взятый на строительство в Елизаветинском.
– В одиночку мне, конечно, всего этого не потянуть, – признается Александр. – Бывают периоды, когда вообще нет дохода, тогда выручает отец – платит проценты по кредиту со своей пенсии. Стараемся вести хозяйство с минимальными потерями. Если, к примеру, корова стельная и мы ее «запускаем», то есть прекращаем доить примерно за три месяца до родов, то нужно, чтобы к этому времени что-то другое давало прибыль – куриные яйца или кролики, например. У меня в Германии живет сестра. У них государство делает все возможное для того, чтобы фермеры твердо стояли на ногах. Там существует целая система грантов на приобретение техники, кредиты фермерам не превышают 3–4 процента, в то время как в России ставка для фермеров зашкаливает – 25–30 процентов.
Тем не менее, Александр Савелов не унывает ни при каких обстоятельствах. И даже лелеет мечту – когда-нибудь в будущем открыть в Елизаветинском маленький парк, в котором можно будет не только посмотреть на животных, но и при желании поухаживать за ними, покататься, покормить или поучаствовать в доении.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.