Технологический институт в этом году отмечает 70-летие. Что изменилось за это время? Почему сегодня профессия инженера уже не кажется некоторым молодым людям самой интересной и привлекательной? Корреспондент «ТР» встретился с профессором, доктором технических наук, директором Нижнетагильского технологического института (филиала) Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина Владимиром ПЕГАШКИНЫМ:
— Любая инженерная профессия- очень интересная, творческая. Для развития общества, государства необходимо развитие промышленности. Но интересно ли это нынешнему поколению? Судя по тому, чем занимается молодежь, ее больше интересует гуманитарная сфера. Условно говоря,«чистые» профессии. Хотя чем хуже инженер-металлург, инженер-сварщик? И все же профессию инженера многие рассматривают только как запасной вариант. В последние десятилетия молодые люди видят только экономические специальности. В перспективе хотят быть крупными финансовыми руководителями. Но не задумываются, где эти финансы рождаются.
А рождаются они на производстве, автоматизированном в высокой степени. Там требуются не просто инженеры, знающие, чем отличается винт от болта, а высокоинтеллектуальные специалисты, занимающиеся конструированием, разработкой технологий, управлением технологическими процессами в таких средах, о которых четыре-пять лет тому назад нельзя было и помыслить. Фантазировать инженеру можно как угодно. Возможности технологии сегодня просто феноменальные. Но для того, чтобы их знать, надо учиться инженерным профессиям.
— Хотя, строго говоря, сейчас инженеров нет. Есть бакалавры и магистры. Именно так указывается в дипломе об окончании вуза.
— Люди старшего поколения привыкли к термину «инженер» Но теперь «бакалавр» означает человека с высшим образованием, того же инженера.«Магистр» — фактически аспирант. Производственники долго сопротивлялись двухуровневой сис-теме образования. Сейчас на каждую должность есть квалификационные характеристики, требования. На производстве решают, на какой должности может работать бакалавр, на какой — магистр. Если у человека есть желание расти, для него открыта магистратура.
— Чтобы это случилось, нужна мотивация. Вот у героя фильма «Машенька» Алексея Соловьева она, кажется, была. Во всяком случае, об этом говорит его фраза: «Инженер — это самое интересное!»
— Какая мотивация у молодежи для дальнейшего повышения образования? Это загадка. Видим, как выбирают специальность будущие выпускники школ и их родители. Иногда просто потому, что название… хорошо звучит. Часто проводим анкетирование среди абитуриентов, первокурсников и интересуемся, почему вы-брали наш вуз. 60–70% — за компанию с друзьями.
— Говорят, что инженер начинается не с вуза. И даже не со школы, а чуть ли не с детского сада. Несколько десятков лет назад все мальчики ходили заниматься на станцию юных техников, это считалось хорошим тоном в семье, уделяющей внимание воспитанию сыновей. Дети занимались конструированием в авиа- и судомодельных кружках. Сейчас больше поют и танцуют, что тоже хорошо. Но техническая аура постепенно ушла.
— В советские времена, как бы ни был политизирован любой вопрос, люди знали: рабочим быть престижно, инженером быть — хорошо! Потом от этого отказались, и это стало началом системной катастрофы. Сегодня стоим перед тупиком. В одной из групп, где читаю лекции, обучение заканчивают только два человека. На выпускном курсе по каждой специальности иногда бывает не более пяти выпускников.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего образования не предусматривает развитие технического направления образования. Идет пропаганда обучения общим гуманитарным представлениям о мире. Если в старой школе работало много технических, математических кружков (я был их постоянным членом), все знали о хорошо развитой станции юных техников, сейчас многое вычеркнуто. Получилось как в пословице: вместе с водой выплеснули и ребенка.
— Владимир Федорович, вы говорите о конкретном факте?
— Я говорю о проблеме преподавания физики, предмете, без которого нельзя стать инженером. В школьном учебном плане остался один час в неделю, это 35 часов в год. Что можно изучить за это время? Физику в школе не знают и не любят, ЕГЭ по физике выпускники не выбирают. Значит получать высшее техническое образование не планируют. Все уйдут в гуманитарии.
— А может, в нашем городе уже нет детей, способных к логическому мышлению, к математике?
— Сейчас, видимо, нет. Физику в школах стали преподавать педагоги, окончившие вуз несколько лет назад. А качество абитуриентов уже тогда было не на высоте. Сейчас очень тяжело вырваться из этого замкнутого круга. Но главная наша беда — в отсутствии мотивации у молодежи к получению инженерного образования.
Если рассматривать вопрос шире, можно вспомнить, что проблема рабочих технических кадров была всегда. На УВЗ и десятилетия назад существовал дефицит станочников. Теперь это стало просто катастрофой. К станку некого поставить! Продолжаются последствия демографического кризиса. Фактически ощущаем это уже три года, а, по прогнозам, он продлится еще года три-четыре. Только к 2018–20 годам произойдет выравнивание.
В текущем году в Нижнем Тагиле было всего 1300 выпускников школ. А в лучшие годы из школ одновременно выпускались около пяти тысяч ребят. Но и это еще не все беды. Для нас большие сложности представляет и система ЕГЭ. Выпускники могут подать документы в пять вузов на три направления, получается — по 15 специальностям и направлениям. С этого момента процесс практически невозможно предсказать «благодаря» жесткой двухэтапной процедуре зачисления, в результате которой не все абитуриенты зачисляются на приоритетные для них направления. В итоге 60–70% выпускников уезжают из Тагила.
— Какие ребята пришли к вам в этом году?
— Это можно будет сказать только после первой сессии. В этом году Уральский федеральный университет, филиалом которого мы являемся, повысил минимальные баллы, необходимые для участия в конкурсе. Документы у абитуриентов, не набравших этот минимум, мы не имели право принять. Таким образом, был искусственно повышен уровень абитуриентов, которые желали у нас учиться. В итоге и мы, и университет впервые не выполнили план приема по металлургическим и машиностроительным направлениям.
К сожалению, даже те, кто проходит по конкурсу, часто уже с первых лекций не понимают ни физику, ни математику. Такие ребята быстро опускают руки и
перестают посещать занятия.
Я отношусь с уважением к любой профессии, в том числе и к гуманитарной. Но мы живем в промышленном городе. Здесь нужны инженеры и техническое образование!
— Владимир Федорович, все, что вы говорите, действительно крайне серьезно и требует немедленного реагирования на ситуацию, которая вот-вот выйдет из-под контроля. Что, на ваш взгляд, надо делать?
— Ответить на этот вопрос труднее всего. Но, кажется, проблему стали осознавать на самом верху. По этому поводку не раз высказывался президент РФ. Появилась заинтересованность в поиске решений и на уровне муниципалитета. Но есть сложность. Понимаете, мы привыкли обучать. Производство — получать от нас готовых специалистов. Сбой в мотивации выбора профессии молодыми людьми находится между ведомствами. Кто должен этим заниматься? Школа? Вуз? Производство? Кто должен озаботиться тем, что молодежь ежегодно уезжает из города? Предприятия платят налоги и считают, что эти вопросы — прерогатива государства.
— Модно уезжать с малой родины, где жизнь всегда труднее. Но кто будет обустраивать эту жизнь и наш город?
— В итоге и мы поняли, если не сделаем этого сами, никто не сделает за нас. Надо выращивать инженеров с детского сада. Один из прорывных моментов — совместная программа с НТИИМ «Инженер 21 века». В этом году реакции не ощутили, но ее пока рано ожидать. Программа состоит из системы олимпиад, конкурсов учителей, кабинетов физики. Университет второй год проводит программу «Зеленая химия», хотелось бы получить поддержку и от предприятий химической промышленности нашего города. Школьников интересуют лабораторные работы на хорошем оборудовании. Но результат пока тоже своеобразный: вопреки нашим ожиданиям, выпускники поступают в медакадемию.
Хотим организовать совместно с УВЗ межшкольную лабораторию физики с серьезным оборудованием. НТИИМ на свои средства возродил оборудование станции юных техников. Ребята там будут заниматься, полагаю, по конкурсу, с 7-8-го класса. Надо начинать еще раньше. Город должен бороться за свою талантливую молодежь. Иначе нам трудно будет говорить о будущем Нижнего Тагила.