В последнее время в Нижнем Тагиле вновь участились случаи, когда жителям предлагают взять в их квартирах водопроводную воду на проверку качества. Заманчивые предложения размещаются в объявлениях на подъездах домов, тагильчанам звонят по телефону. И даже приходят в квартиры к горожанам. Мошенники тестируют воду из-под крана, а потом предлагают ее сравнить с водой, очищенной их чудо-фильтром.
- В итоге, поддавшись обману, граждане берут кредиты и покупают фильтры воды за баснословные деньги. Причем большинство пострадавших - пенсионеры, которые не в состоянии выплачивать оформленный кредит, - рассказала юрисконсульт консультационного пункта Роспотребнадзора Марина Гутан.
В связи с этим у многих потребителей возникают вопросы: возможно ли расторгнуть договор купли-продажи в этой ситуации? Оказывается, это вполне реально.
- Во-первых, торговцы вводят потребителя в заблуждение, - отмечает Марина Гутан. - В квартиру или по телефону звонит молодой человек или девушка и настойчиво убеждает провести «проверку качества» воды из крана, тем более что она делается бесплатно, а ее результат обязательно передадут в управляющую организацию.
После уговоров и наглядных демонстраций «хорошая и нехорошая вода» потребители соглашаются приобрести фильтр. Одним из способов давления на психику являются слова о скидках для пенсионеров и льготников, о бесплатной проверке состояния труб, о проходящей только сегодня акции и подарках. При этом демонстрируется фокус с черным осадком воды из-под крана. Процесс покупки длится несколько часов. И представителями компании оформляется кредит на покупку фильтра.
На следующий день после установки фильтра наступает прозрение. Потребитель понимает, что таких денег приобретение не стоит и вообще оно ему не нужно, поскольку было навязано настойчивыми продавцами.
Покупателю не предоставляется полная и достоверная информация об услуге, цене товара, его потребительских свойствах. То есть не доводится информация о наименовании товара, а в документах, прилагаемых к фильтру, наименования разнятся.
- До покупателя не доводится информация о частоте замены картриджей, - продолжает Марина Гутман. – Между тем, стоимость картриджа, подлежащего замене, составляет около двух тысяч рублей.
Кстати, помимо всего перечисленного эксперты нашего ведомства провели лабораторные исследования питьевой воды после фильтрации. В итоге было установлено, что она не соответствует обязательным требованиям безопасности по показателю физиологическая полноценность состава. Питьевая вода после очистки с применением ряда фильтров теряет свою физиологическую полноценность по макро- и микроэлементному составу.
При постоянном употреблении доочищенной питьевой воды изменяются физико-химические константы крови и водно-электролитного обмена. А ведь наличие в воде необходимых солей и микроэлементов важно для обеспечения водно-солевого баланса, кислотно-щелочного равновесия в организме человека.
Таким образом, употребление питьевой воды после очистки фильтром может иметь отдаленные негативные последствия для здоровья человека.
- И последний немаловажный факт, - отмечает Марина Гутан. – Специалисты обнаружили нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, закона о потребительском кредите при заключении кредитного договора.
Дело в том, что местом оформления кредитного договора является офис продавца, что не соответствует Закону РФ «О банках и банковской деятельности». Информация о нахождении структурного подразделения банка по месту покупки товара отсутствует. Кредитная деятельность банка по указанному адресу осуществляется через агента – продавца товара. В данных отношениях продавец должен выступать в качестве агента на основании агентского договора, заключенного с банком.
Так как банк обладает исключительным правом осуществлять банковские операции от своего имени на основании лицензии, а продавец таким правом не наделен, то банк, как исполнитель финансовых услуг, обязан довести до сведения потребителя информацию об агентском договоре, заключенном между банком и продавцом, о лице, уполномоченном на оформление кредита. Однако до потребителя данная информация не доводится.
Помимо этого законодательством предусмотрено, что заемщик вправе сообщить кредитору о своем согласии на получение потребительского кредита (займа) в течение 5 рабочих дней, со дня предоставления заемщику индивидуальных условий договора. Но потребитель лишен такой возможности, поскольку индивидуальные условия кредитного договора ему передаются для подписания непосредственно в день заключения договора купли-продажи и отсутствует возможность ознакомиться с ним дома. При наличии данных нарушений представляется возможным расторгнуть договор купли-продажи и вернуть денежные средства.
Если вы или ваши родственники попали в подобную ситуацию, напишите претензию о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств в адрес продавца. Претензию необходимо вручить продавцу под подпись, либо направить заказным письмом с уведомлением о вручении на фактический и юридический адреса.
В случае невозможности урегулирования спора в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением по месту своего жительства или пребывания. При этом от уплаты государственной пошлины потребитель освобождается.
При удовлетворении судом требований, заявленных потребителем, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Помимо этого, следует помнить, что при расторжении договора купли-продажи фильтров, приобретенных в кредит, кредитный договор автоматически не расторгается. Договор купли-продажи и кредитный договор являются различными договорами и, следовательно, имеют различные основания и порядок их расторжения. При расторжении договора-купли продажи необходимо обратиться в банк и решить вопрос о погашении кредита и уплаты процентов за пользование денежными средствами.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.
Марина Гутан.