О судьбе ветерана Великой Отечественной Константина Васильевича Митракова никто не писал, но пришло время рассказать и о нем. Мы познакомились, когда я приступил к работе в совете ветеранов ОАО «ЕВРАЗ НТМК».
Война застала этого человека 15-летним парнишкой в родной деревне Будвинец Дубровского района Брянской области летом 1941 года. Его матери в то тяжелое время пришлось одной поднимать двух дочерей и двух сыновей. Передовые вражеские соединения прошли по деревне практически без остановки, их тыловые части задержались здесь только на две недели. А потом, во время наездов, немецкие военные занимались грабежами, изымая у населения в основном продукты питания.
Через некоторое время в деревне стали появляться и люди в штатском. Оказалось, это военные, попавшие в окружение и сменившие одежду из соображений безопасности. Постепенно к ним начали примыкать местные жители. Вскоре такие группы состояли уже из 10−15 человек. Они наносили урон немецким гарнизонам, нападая на них. Оружие и боеприпасы в местах прошедших боев собирали, как правило, взрослые, но этим занимались и подростки — самостоятельно. Смышленых мальчишек, на которых немцы меньше обращали внимание, партизаны использовали в подпольной работе.
Костя начал выполнять первые задания по доставке информации для партизан из одного тайника в другой, сохраняя осторожность. Группам давали и поручения разведывательного характера. Когда одна из них была разоблачена, многие погибли. После этого подпольщики, оставшиеся в живых, со своим оружием уходили в лес к партизанам. Зашивали в карман гранату, которую можно было взорвать в критическом случае. Готовы были погибнуть, лишь бы не попасть в руки карателей.
Так Костя в 1943 году попал в отдельный дивизион первой Клетневской партизанской бригады и принимал участие в боевых действиях. Бригада под командованием майора Федора Данченкова располагалась далеко в лесу, имела двойной заслон охраны для немедленного оповещения партизан на случай выдвижения карателей. «Чем глубже в лес, тем хуже для СС» — гласила партизанская пословица. Проблем в партизанской бригаде хватало, но самой острой был недостаток продовольствия, которое приходилось добывать, как и оружие, во время нападений на гитлеровцев. По мере возможности продовольствием поддерживали и местные жители.
Партизаны срывали мероприятия оккупантов по заготовке сельскохозяйственных продуктов, мешали угонять в людей в рабство. Народные мстители истребляли предателей, пособников и ставленников врага. Взрывали мосты, железнодорожные составы, портили средства связи, уничтожали военные базы, склады оружия и боеприпасов.
Когда бригада увеличилась до 3 500 человек, командир принял решение отправить за линию фронта пять групп. Но лишь одна из них смогла сообщить советскому командованию о существовании партизан и необходимости координации действий. В условленное место были сброшены с парашютом трое радистов, а впоследствии партизаны стали принимать на подготовленной лесной площадке и самолеты — с оружием, боеприпасами, медикаментами. Тяжелораненых переправляли на Большую землю.
Для борьбы с партизанами немецкое командование периодически отвлекало с передовой крупные соединения, а в населенных пунктах назначало из числа местных жителей старост и полицаев. Иные превосходили немцев по жестокости, и к таким со стороны партизан пощады не было. В бригаду к народным мстителям сознательно перешли 5−6 немцев, которые не только участвовали в боевых действиях, но приносили и другую пользу, переодевшись в форму офицеров немецких войск.
Как-то раз группа разведчиков, в которой был Костя, попала в засаду. Один товарищ был убит, другого ранили. С ним Костя добрался до ближайшей деревни, где жители помогли с подводой для возвращения в отряд. Со временем Митраков стал вторым номером расчета из трех человек для ручного пулемета (обеспечивал подачу дисков с патронами во время боя). Константин Васильевич помнит участие в одной засаде, когда удалось уничтожить подразделение немцев, подвозивших продовольствие. Пленных не брали, а захваченное оружие и продукты доставили в отряд. В другой раз после боя пришлось уносить ноги. В живых остались с товарищами благодаря тому, что спрятались от карателей в реке, с головой погрузившись в воду и дыша через стебли растений, как через трубки. Немцы автоматными очередями стреляли по воде — на всякий случай, так как не могли переправиться через реку.
В разгар наступления советских войск летом 1943 года партизаны развернули так называемую «рельсовую» войну, выводя из строя железнодорожные линии в тылу врага. При выполнении задания по уничтожению моста Костя получил ранение, которое потом привело к инвалидности.
В сентябре 1943-го партизанская бригада соединилась с регулярными частями Красной Армии — братались прямо на поле боя. Потом собирали раненых, хоронили убитых возле деревни Бочары. Позднее бригада с обозами, растянувшись на 5−6 км, двинулась к районному центру Дубровка, где около месяца производилось оформление документов каждому партизану. Константин Васильевич тоже получил удостоверение «Партизан», где написано: «Брянские леса, 1-я Клетневская партизанская бригада,
Мужчин старше 18 лет распределили по разным частям и соединениям, продолжавших громить врага, а самых молодых, 1926−27 годов рождения, направили в Брянск осваивать воинские специальности. После обучения радиоделу Константина Митракова откомандировали на Дальний Восток. 9 Мая встретил в Благовещенске, откуда был направлен воевать с Японией, но война закончилась раньше, чем доехал к месту назначения. После служил в 34-м артиллерийском дивизионе особой мощности резерва Главного командования. Имел дело с мортирами 280-го калибра, а вес одного снаряда достигал 480 кг. Такие орудия предназначались для разрушения дотов и других укрепленных пунктов противника.
С учетом боевых действий в партизанском отряде военная жизнь Константина Васильевича продолжалась 10 лет. Службу на Дальнем Востоке закончил командиром взвода, старшим сержантом артиллерии.
В 1953-м встретил молодую учительницу, с которой вскоре поженились. Урал и Нижний Тагил выбрали наугад, ткнув пальцем в карту (Анна Яковлевна преподавала географию). В нашем городе сняли квартиру. Специального образования у Константина Васильевича не было, да и семь классов пришлось заканчивать в школе рабочей молодежи. Его приняли на работу вырубщиком металла в рельсобалочный цех НТМЗ. Жена устроилась учительницей в школе поселка Горбуново. Вскоре супруги получили комнату в коммунальной квартире. В прошлом году Константин Васильевич и Анна Яковлевна отметили 60-летие совместной жизни.
В рельсобалочном цехе Константин Васильевич Митраков работал резчиком на слиткоразрезных станках, слесарем, станочником. Имеет звание «Лучший рационализатор НТМК». Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и юбилейными медалями. Ветеран и сегодня сохраняет бодрость духа, участвует в патриотических встречах с молодежью.
В. ПЕЧИЩЕВ,
заместитель председателя совета ветеранов ОАО «ЕВРАЗ НТМК».