Многим городским службам до сих пор «аукаются» долгие новогодние праздники. Врачам «скорой» - особо. Существует устойчивый стереотип, что бригады постоянно опаздывают на вызовы, тем более – в периоды продолжительных выходных. Но только ли врачи виноваты в сбоях «скорой помощи»?
Несколько событий последних дней, связанных с работой неотложки, потрясли Свердловскую область. В Екатеринбурге избили фельдшеров: бригада «скорой» выехала по адресу, где произошел суицид, но смогла лишь констатировать смерть, происшедшую за полтора часа до вызова. Приятели погибшего начали предъявлять претензии в неоказании помощи трупу. Также они напали на машину «скорой», разбив стекла.
«Не можешь доехать, неси больного на носилках»
Так недвусмысленно прокомментировали многие горожане «крик души» молодого сотрудника «Скорой помощи», разместившего на днях на одном тагильском интернет-сайте фото: проезд к дому спецмашине «03» заблокировали припаркованные автомобили.
Медик пишет в комментариях:
«17.01.15, около 3 часов утра, по улице Октябрьской революции нашему проезду мешал этот автомобиль (есть фото иномарки). Причем с другой стороны проехать было нельзя. Хорошо, что вызов оказался без госпитализации пациента. Как пришлось бы транспортировать, не понимаю.
Уважаемые водители! Когда вы паркуете свой автомобиль перед домом - смотрите внимательно, не загородили ли вы проезд. Кто-то в этом доме, возможно, ждет нашу помощь».
Многие посетители сайта откликнулись на призыв молодого доктора и вступили в обсуждение. Мнения вроде «Не можешь доехать, неси больного на носилках» (публиковалось нередко. - Прим. авт.) вызывали горестные мысли и воспоминания.
Месяц назад помощь «скорой» потребовалась близкому человеку. Дом, где он проживает, по улице Карла Либкнехта, находится в самом тупике: машинам разворачиваться негде, даже пожарные или «скорые» вынуждены уезжать отсюда, только сдавая назад.
У родственника случился инсульт, счет шел на минуты. Врачи приехали быстро, установили диагноз, на носилках вынесли лежачего к машине. Нужно было как можно быстрее доставить его до стационара. Водитель немедленно включил «сигналку».
В этот момент путь реанимобилю преградила легковушка. Конечно, все мы, и родственники больного, и врачи, взмолились: «Дай проехать!»
Водитель ответил не сразу: «Сейчас жена с ребенком выйдут, сядут в машину, и мы уедем».
Разумеется, мы взывали к совести, объясняли, что в «скорой» инсультник. Между прочим, автовладелец издалека мог определить, что у дома стоит «скорая», а значит не стоит въезжать за ней следом, не создавать затор. Но посчитал, что его дела важнее.
Глядя на наши мучения, водитель «скорой» только рукой махнул: «Пока его самого не коснется, объяснять бесполезно». А затем молча завел двигатель и включил заднюю передачу.
Не знаю, наши слезы или решительность сотрудников «скорой» и неминуемость аварии вразумила человека, сидящего за рулем легковушки, но он хотя и с большой неохотой, но все-таки сдвинул свое авто с дороги.
В тот день мы все-таки упустили время, и восстановление после инсульта у родственника проходит более тяжело, чем могло бы.
Тесно во дворе: паркуйтесь на стоянках
Вернемся к случаю у дома по улице Октябрьской революции. Хозяин машины, ставшей преградой для неотложки, отозвался в сети и посчитал, что проблемы никакой нет, нужно было пнуть по колесам, сработала бы «сигналка», и он бы все понял:
«Сигнализация стоит на всех автомобилях сегодня! - пишет в комментариях хозяин авто. - Мало того, двор просто не рассчитан на проезд крупногабаритного транспорта и, как ГАЗель умудрилась бы туда проехать, не понимаю! Далее, человек, сфотографировавший машину, скажите мне, где вы сами паркуете свою? Уверен, вы ищете любой возможный способ и любое место в своем дворе! И не факт, что встаете лучше, чем я. Да, возможно, машина стоит не там, где нужно, но, учитывая дефицит парковочных мест во дворах, иного выхода у нас просто нет! Боковые зеркала опущены, проход для людей (даже с колясками) есть! Уверен, вы все понимаете, что это совсем не та проблема, о которой стоит говорить! А «Скорой помощи» желаю вместо фотографирования - быстрее на выезды приезжать. Это важнее, чем делать снимки машин! Я искренне надеюсь, что с больным, вызвавшим «скорую», все хорошо! И что скорость реагирования наших "скорых" будет только быстрее!»
Что здесь добавить. Только перефразировать известное высказывание: «Каждый народ имеет такую «скорую», которую сам заслуживает! Молодые люди, избившие в Екатеринбурге фельдшеров, наверное, тоже искренне верили, что поступают справедливо: раз медики не хотят им помочь и воскресить самоубийцу, значит они заслуживают наказания.
«Паркуйтесь на стоянках, раз мест не хватает. В чем проблема?» Это мнение еще одной участницы обсуждений случая на Октябрьской революции.
Ответ в ее адрес: «Скажите - где стоянки?!! Я живу на Красном Камне за строительным техникумом. Была классная стоянка в трамвайном парке - закрыли, мол, тут будет торгово-развлекательный центр. Ни центра нет, ни стоянки уже года два как нет - пустырь. Начали ставить машину на стоянку на перекрестке Пархоменко-Серова, хоть и далековато. И ту закрыли - строят дом. Плюс у нас во дворе ставят машины студенты из техникума, так как их теперь на территорию не пускают, закрывают ворота. Итого три стоянки закрыли. А что взамен?!!»
Обратим внимание, что помимо моральных норм в подобных ситуациях в силу вступают еще и юридические.
Так, нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, в том числе установка любых ограничений, препятствующих проезду автотранспорта на придомовую территорию, является нарушением требований пожарной безопасности, влекущим за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ, и наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей; на должностных лиц — от 7 тыс. до 10 тыс. рублей; на юридических лиц — от 120 тыс. до 150 тыс. рублей.
О создании препятствий работе «скорой» здесь конкретно ничего не сказано. Но, в целом, данные статьи позволяют наводить порядок.