Импорт заполонил прилавки магазинов. Продукты, техника, одежда, игрушки покупаются за доллары, евро и продаются втридорога в России.
Сейчас, когда курс валюты вырос, изменение цен особенно ощутимо. Но те ценники, которые мы видим, еще не в полной мере соответствуют сложившемуся курсу. В этом материале речь пойдет о канцтоварах. Цены на них обещают подняться к новому учебному году. Летом родителей школьников может ожидать неприятный сюрприз.
Львиная доля всей канцелярии производится в Китае. Именно там большинство известных европейских брендов имеют свои фабрики. Есть и китайские производители, качество продукции которых вызывает вопросы. Если надпись на вашей ручке гласит, что она произведена в Германии, вероятнее всего, это подделка. Европа - генератор идей, а Китай – мировая фабрика.
Цены на изделия жестко привязаны к доллару, который сейчас колеблется в пределах 80 рублей. Потребитель еще не до конца почувствовал курсовую разницу. Дело в том, объясняют в фирме «Полиграфист», проработавшей на рынке 26 лет и пережившей не один кризис, что магазины торгуют канцтоварами, которые были выкуплены российскими поставщиками в Китае прошлым летом. В скором времени старые запасы закончатся. Новый товар приходит по совсем другой цене. Многие импортеры сокращают заказы: опасаются, что канцелярию будет просто не продать.
Чем насыщать прилавки? Этот вопрос, в первую очередь, волнует магазины. И хорошо бы заменить импорт отечественной продукцией, но наш производитель предлагает весьма скудный набор: силикатный клей, ПВА, деревянные линейки, пеналы, ручки. Причем их дизайн не менялся десятилетиями.
- Больше всего страдает офисный ассортимент. Школьники и офисные работники будут писать тем же, чем писали их мамы и бабушки. А ножницы, скрепки, точилки, маркеры и многое другое в России практически не производится, - рассказывает директор «Полиграфиста» Александр Захаров. - За последние годы ничего нового наша промышленность предложить так и не смогла. Исключение – бумажная продукция и товары для творчества. Преуспели заводы, известные еще с советских времен. Много питерских фирм-производителей. Краски, карандаши, кисточки, пластилин выглядят не хуже, чем заграничные. Большая часть всей бумажной продукции (тетради и альбомы) отечественного производства.
Если еще два года назад импортозамещение рассматривалось как требование, спущенное сверху правительством, то теперь это одно из условий выживания страны, в чем можно наглядно убедиться на примере такого сектора, как канцтовары. Законы рынка должны подстегнуть российских производителей выпускать продукцию в соответствии со сложившимися мировыми стандартами и по качеству, и по упаковке. Но надо понимать, что Россия все равно не сможет конкурировать с Китаем в цене – настолько мала себестоимость производства товаров в Поднебесной. А перспектива такова, что, если кризис усугубится, предпочтение будет отдано дешевизне. На рынок хлынет поток канцелярии очень низкого качества.
- С этим уже столкнулись бюджетные организации, - говорит Александр Захаров. - Тендер выиграет тот, кто дал самую низкую цену. Заказчик жалуется на низкое качество. Хотя поставщик тут ни при чем: за что купили, то и привезли. И такая ситуация по всей стране. Товары премиум-класса «сдулись», бизнес идет у тех, кто везет из Китая самые дешевые товары, зачастую это нереализованные или забракованные остатки. Прежде всего, пострадают дети. Ведь они и краски на вкус пробуют, и карандаши грызут. В этом плане российские товары значительно лучше – они хотя бы проходят жесткий контроль качества. Хотелось бы, чтобы фирмы своей целью ставили не только коммерческую выгоду, но и вопросы социальной защиты граждан.
Понятно, что российские канцтовары в ближайшем будущем не смогут вытеснить китайский ширпотреб. На прилавках можно будет найти и то, и другое. Выбор остается за покупателем. Очевидно, что при выборе товара можно довериться только продавцам, проверенным временем.
Софья АЗОРКИНА.
Александр Захаров.