Нобелевский лауреат по физике, изобретатель графена, наш земляк Константин Новоселов побывал в Нижнем Тагиле.
Почти два часа захватывающей дискуссии с лауреатом Нобелевской премии, его искренние ответы на любые вопросы, даже каверзные, - это превзошло самые смелые ожидания молодежной аудитории.
Студенты, школьники, педагоги – всего около 400 человек - приехали в городской Дворец творчества юных на Форум активных граждан, в рамках которого состоялась встреча с «профессором Костей», так в Англии студенты называют Новоселова.
Гениальный молодой ученый, выходец из Нижнего Тагила, вместе со своим наставником Андреем Геймом преподнесший человечеству открытие в виде графена - тончайшего и прочнейшего материала на Земле, продолжает жить как ни в чем не бывало – общаться с одноклассниками и учителями из своего родного города, играть в футбол со студентами в университете Манчестера, брать уроки рисования чернилами на рисовой бумаге, проводить исследования по биологии.
В эпоху сложных машин, таких, как коллайдер, Новоселов получил Нобеля, использовав для опыта обычную клейкую ленту, расщепляя на мелкие чешуйки графит, который есть в каждом простом карандаше. Этот канцелярский предмет, как символ стремления к открытиям, принесли с собой участники встречи.
- Легенда, а такой простой и приятный в общении! - мальчишки из школы №61 мечтают если не повторить исследования Новоселова, то научиться у него, как правильно идти к заветной цели.
- Какие направления, кроме нанотехнологий, сейчас считаются наиболее перспективными в мире? – задают вопрос нобелевскому лауреату десятиклассники, будущие физики Илья Федин и Александр Зверев.
- Перспективу имеют те науки, которыми интересно заниматься конкретно вам, - отвечает Константин Новоселов. - К примеру, каждый, кто когда-либо держал в руках карандаш, мог бы открыть графен, но мне и Гейму, видимо, это было очень интересно.
- Как произошло открытие? - звучит из зала.
- Это, в принципе, стиль работы, который Андрей Гейм развивает в нашей лаборатории, так называемые «эксперименты в пятницу вечером». Когда вы можете выдвинуть совершенно бредовую идею и попробовать реализовать ее. Если не сработала, то не страшно. А если получилось, то она может принести очень большие плоды. Графен был одной из таких идей.
- Вначале мы хотели сделать транзистор из графита с помощью расщепления его на мелкие чешуйки, - продолжает Константин, - и, как ни странно, буквально первые же образцы заработали. Стало очевидно, что за этим стоит очень интересная физика.
- Открытый вами графен имеет огромное социальное и экономическое значение для общества. В самом ли деле это так?
- Одно из ближайших направлений, которое развивают с применением графена сразу несколько компаний, - это проводящие прозрачные покрытия. Они необходимы, например, в вашем мобильном телефоне для сенсорного экрана (Константин демонстрирует свой телефон с графеновым покрытием), для жидкокристаллических дисплеев, компьютера, солнечных батарей.
В медицине графен тоже может быть полезен. Так называемая наноигла, доставляющая определенные молекулы в выбранную точку тела. Еще мне нравится, что графен может сыграть важную роль в развитии искусственных органов, тканей.
- Что же касается лично меня, то главное последствие открытия, что все последние годы мы с Андреем Геймом делали очень интересные эксперименты и получали от этого массу удовольствия.
- Вы считаете, что фундаментальную основу, или, лучше сказать, потенциал для сделанного вами открытия заложила российская школа физики, ваши первые учителя в Нижнем Тагиле?
- Безусловно. База была заложена именно в России, и в том числе в моем родном городе. Я очень благодарен моим родителям: мама помогла мне сделать правильный выбор вуза, папа развил во мне потребность к постоянному поиску, обучению, открытиям.
- Как часто вы бываете в России?
- Не слишком часто. Я с удовольствием приезжаю в Нижний Тагил. У меня здесь огромное количество друзей. За те годы, как я уехал, изменения очень заметные. Люди на улицах стали выглядеть счастливее, больше улыбаются. Сегодня утром я зашел в 39-ю школу. Замечательно, что многие из педагогов все еще работают. Они такие же активные и молодые. Очень было приятно увидеть свою учительницу по физике.
- У вас есть жена, дети?
- Да, есть. Замечательные девочки-двойняшки, которые, наверное, уже ненавидят лабораторию физики в моем университете. Они знают: если они остались с папой, то их приведут на кафедру, предложат поиграть жидким азотом и оставят за этим занятием на несколько часов.
- Какие книги вы читаете дочерям?
- С картинками… Если серьезно, то я и сам пробовал писать сказки для детей. Жаль, что в школе я часто прогуливал именно литературу.
- Можете ли вы назвать российскую школу физики одной из лучших в мире? Как бы вы определили ее рейтинг?
- Это сложно. Скажу только, что наши студенты, которые обучаются в Манчестере, образованы нисколько не хуже, чем их зарубежные сверстники. В чем-то даже сильнее. И поэтому им нужно публиковаться в хороших научных журналах, что называется, идти в люди. Бывать в других странах, отдавать то, что у нас есть, и брать то, что есть у них.
- Какой бы совет вы дали школьникам, делающим выбор профессии?
- Прислушайтесь к себе, чем вам хотелось бы заниматься в этой жизни. Будьте достаточно смелыми.
- Вы продолжаете свои разработки?
- Конечно, все еще впереди. Есть идеи. Я буду продолжать самые интересные эксперименты. Буду пытаться что-нибудь придумать помимо графена, возможно, в области биологии.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.
Автограф от нобелевского лауреата.