Тагильские таксисты устроили митинг с требованием взять под контроль нелегальных перевозчиков. Организаторы акции, представители ППО «Нижнетагильское такси», обеспокоены стихийностью рынка нерегулярных пассажирских перевозок. Председатель профсоюза Андрей Толстов уверен, что львиная доля фирм в этой сфере относится к числу бывших индивидуальных предпринимателей:
– Зарегистрировав себя как ИП, они получают разрешение на свою деятельность сроком на пять лет. А затем закрывают ИП, продолжая пользоваться полученным разрешением, но уже не платя налогов. Водители не подвергаются врачебному контролю, не проходят техосмотр, не получают путевой лист. Отследить эти нарушения практически невозможно, в уставе фирм сказано, что они отвечают только за телефонные услуги. То есть являются диспетчерскими службами и не несут ответственности за перевозку пассажиров. В марте должен выйти федеральный закон, якобы способный обуздать нелегалов наложением штрафа. Но как он будет работать? Как доказать, что этот водитель – таксист? Многие даже шашки на машину не ставят.
Озабочены организаторы митинга и проникновением в наш город представителей крупных сетевых компаний. Опыт других городов показывает, что, имея современные автомобили, «варяги» представляют серьезную конкуренцию для местных таксистов. Не в этом ли одна из главных причин митинга?
Андрей Толстов предлагает искать выход в создании единой контролирующей организации, способной привести деятельность фирм к единому знаменателю. По его мнению, в эту организацию должны войти представители правоохранительных органов, транспортной и налоговой инспекций, которые организуют контроль и поставят всех перевозчиков в равные условия.
В другом ключе проблему видят организаторы пассажирских перевозок. По словам директора диспетчерской службы «Везет-НТ» Константина Новикова, наведение порядка в этой сфере – вопрос, который стоит на повестке дня во многих муниципалитетах.
– Я был на одном таком совещании в Тюмени, – рассказал Константин Петрович. – На нем в присутствии главы города разбирали вопрос создания подобной контролирующей организации для борьбы с нелегалами. В итоге участники совещания признали невозможность и нецелесообразность такого подхода. И вот почему. За создание такой организации выступают владельцы гаражей, которые хотят вернуть времена, когда существовал таксопарк и транспорт предоставлялся в аренду. Что произойдет сегодня в таком случае? Расходы служб такси резко взлетят, а значит, увеличится стоимость их услуг для пассажиров. Такси станет невыгодным никому. Водителям тоже – и они уйдут на так называемый «черный» рынок. Таким образом, ситуация не только не улучшится, а, наоборот, усугубится и совершенно выйдет из-под контроля.
Тем не менее, Константин Новиков считает, что от проблемы с нелегалами отмахиваться нельзя, ее можно и нужно решать. По его мнению, более реалистичным выглядит вариант покупки патента на право осуществлять перевозки. В числе условий такой покупки будут регулярное прохождение ТО, трехлетний стаж безаварийного вождения, наличие на автомобиле наклеек и шашек, на панели – визитки с фото и контактными данными водителя. Плата за патент станет своеобразной формой уплаты налогов, что избавит фирмы от излишней бумажной волокиты, связанной с налоговой отчетностью.
Мнения пассажиров противоречивы.
– Я хочу быть уверена в том, что водитель, с которым я еду, прошел врачебный контроль и находится в ясном сознании. Сколько раз я попадала в ситуацию, когда таксист то вылетал на встречку, то не успевал притормаживать перед светофором и едва не въезжал в другую машину. Но если случится так, что система будет взята под контроль, а цены при этом вырастут в разы, я лучше воспользуюсь нелегальными перевозчиками, – говорит тагильчанка Татьяна Андреева.
Жители города уверены, что сами легальные таксисты не все сделали, чтобы противостоять нелегалам: не повысили качество услуг, не приобрели новые автомобили.
Деятельность такси регламентирована федеральным и областным законодательством и находится в ведении министерства транспорта и связи Свердловской области. Однако, если люди выходят на митинг, значит, их вопросы и проблемы остаются в этой инстанции без ответа.
По словам заместителя начальника управления городским хозяйством Михаила Семина, администрация города не намерена пускать ситуацию на самотек.
– В ближайшее время я проведу встречу с организаторами митинга, на которой мы обсудим варианты решения вопроса, – сказал Михаил Семин. – Если их предложения действительно являются взвешенными и перспективными, мы направим их на рассмотрение в областной минтранс.