Скоро исполнится два года, как управление городским хозяйством администрации Нижнего Тагила возглавил Владимир Юрченко. До этого назначения он более 12 лет руководил МУП «Тагилдорстрой»
- Владимир Прокопьевич, систему городского хозяйства вы знаете не понаслышке. Но, все-таки, после этого назначения открыли для себя что-то новое?
- Большая часть аспектов новой работы была мне знакома, потому что в «Тагилдорстрое» мне постоянно приходилось связываться с энергетиками, «тепловиками» и другими ресурсниками. Но, конечно, на новой должности работы значительно прибавилось. Теперь «Тагилдорстрой» вспоминаю как курорт. Сейчас вал вопросов - отключение электроэнергии, перекопы, проблемы, связанные с газом, водой, отоплением, канализацией… Эти проблемы всегда были, но их масштабов в прежней должности не представлял.
Мне сегодня (в 10.30 утра, в четверг. - Ред.) диспетчерская служба уже раз 12 позвонила: на улице Калинина произошла авария, нужно скоординировать работу всех служб. К сожалению, оказалось очень много сетей, которые не стоят у нас на балансе, и ресурсники отказываются их обслуживать. Приходится уговаривать оказать помощь, пользуясь тем, что знаешь всех руководителей, потому что ситуация с этими бесхозными сетями сегодня очень тревожная. Есть магистральные, которые обслуживает город, а от них идут ответвления к кварталам, трубы в большинстве своем старые и уже давно в аварийном состоянии. Именно они ни за кем не числятся, и постоянно по ним возникают вопросы. Тем более что управляющие компании появляются и исчезают, некоторым из них не продлили лицензии, и встает вопрос обслуживания их домов и сетей.
Администрация занимается паспортизацией всего этого хозяйства. Выявляем брошенные сети и тут же пытаемся передать их основным ресурсникам, которые и будут их обслуживать. Понимание достигнуто со всеми, есть некоторые вопросы по Водоканалу, который, в силу своей большой загруженности по основным сетям, еще пытается отнекиваться.
Много вопросов по Покровке: три года жители пользуются холодной водой, не платя за нее ни копейки, потому что после вхождения села в присоединенные территории сети не были переданы городу. Прорабатываем вопросы передачи холодного водоснабжения и канализации Водоканалу, чтобы город не нес убытков.
- За двадцать с небольшим дней нового года произошли уже две серьезные аварии: на Северном поселке и улице Калинина. С чем это связано?
- В первую очередь, это и есть проблема брошенных сетей. Порядка 90-95% сетей поставки холодной воды и канализационного хозяйства изношены, отсюда и неудовлетворительное состояние воды. Черноисточинский гидроузел работает только на обеззараживание, потом вода поступает в городские сети, старые и ржавые. Коллектор изношен на 90%, «пятисотка» построена 30 лет назад, ее ни разу не ремонтировали, поэтому в любой момент жди всяких неожиданностей. Как обычно, надеемся на лучшее, а кое-где стараемся работать на опережение.
Снегопады добавили головных болей. Очень много вопросов возникает по очистке внутриквартальных проездов, подъездов к социальным объектам, школам и садикам, которых нет в муниципальном контракте: там только содержание улично-дорожной сети. Начали мы год тяжеловато, это касается вопросов финансирования. Если в прошлом году через управление городским хозяйством прошли объемы на сумму более трех миллиардов рублей, то в этом бюджет сначала нам дал 295 миллионов, но в связи с тем, что движение в городе из-за неудовлетворительного содержания дорог практически парализовано, нашли возможность и утвердили бюджет в 635 миллионов рублей – в пять раз меньше прошлогоднего.
- Кто сегодня занимается обслуживанием улично-дорожной сети города?
- Контракт на 2016 год выиграл МУП «Тагилдорстрой», но так уже сложилось на протяжении последних четырех-пяти лет, что город разделен на две части – одну половину обслуживает «Тагилдорстрой», вторую, это в основном Дзержинский район, – «УБТ-Сервис». Схема отработана, и проблема только с финансированием.
Каждое утро я начинаю с того, что включаю компьютер и захожу в раздел: «Сообщи о проблеме» - обращения граждан, поступивших на официальный сайт города. Ежедневно туда поступает 100-130 жалоб. Надо отдать должное: работа с письмами и жалобами в администрации поставлена на серьезный уровень. Статистика показывает: в прошлом году на сайт администрации города поступило порядка 5900 обращений, из них около трех тысяч попало в управление городским хозяйством. 30% касаются содержания города, около 15-20% - воды и отопления, 10% - энергетики.
Нас буквально завалили жалобами в связи с отключением электроэнергии. Мы получили еще два предписания о дополнительном ограничении подачи электроэнергии по городу с 25 января, пытаемся договориться с «Роскоммунэнерго». Если в прошлом году на освещение улично-дорожной сети мы имели порядка 118-120 миллионов рублей, то в этом нам выделили всего 55 миллионов. Долги за прошлый год составляют 30 миллионов, плюс счета за декабрь на 9 миллионов рублей, которые пришли буквально на днях. Так что живых денег на весь год нам остается около 12-13 миллионов рублей. В администрации вместе с финансистами смотрим доходную часть, за счет чего можно увеличить эту статью расходов. Ведь люди привыкли видеть чистые и светлые улицы, более-менее нормальные проезжие дороги, и опускаться ниже этого уровня мы просто не имеем права. Глава города ставит задачи: несмотря на тяжелую ситуацию с бюджетом, держаться на уровне прошлого года.
- Будут ли в этом году ремонтироваться дороги?
- По ремонтам проезжей части контракты уже заключены. Несмотря на тяжелейшую ситуацию, мы провели конкурс на 29 находящихся в наиболее аварийном состоянии дорог. В прошлом году на эти цели, с учетом строительства нового моста на Красноармейской, мы получили 200 миллионов рублей. Сегодня работаем с областным министерством транспорта и связи, чтобы нам дали примерно столько же. Компания по формированию бюджета еще не сверстана. Надеемся, что нас услышат и помимо реконструкции мостового перехода на улице Фрунзе нам будут выделены средства на продолжение ремонта улично-дорожной сети. Остро нуждаются в этом улицы Верхняя Черепанова, Выйская, Липовый тракт – по ним контракты уже заключены, так что дело только за финансами. Хотелось бы, чтобы эти вопросы решались раньше, а не в сентябре - октябре, когда работы приходилось вести в дождь и снег. Хотя современные технологии, которыми пользуется «Тагилдорстрой», позволяют укладывать асфальто-бетонную смесь при минусовых температурах, нужно делать все вовремя.
Разработана целая программа по ремонту трамвайных путей. Приобретая новые вагоны в лизинг, мы решили многие вопросы, связанные с перевозкой пассажиров. Конечно, учитывая сегодняшнее финансирование, на масштабные работы в этой области рассчитывать не приходится, но самое необходимое, что надо сделать, мы постараемся выполнить.
- На протяжении долгого времени ведется речь о том, чтобы заменить ГАЗели на автобусы. Как идет этот процесс в Нижнем Тагиле?
- Замена ведется. С маршрутов в прошлом году ушли уже порядка 200 ГАЗелей. В контрактах с перевозчиками прописано, что, выводя из оборота три ГАЗели, перевозчик покупает один автобус. Сегодня по городу двигается 64 автобуса большей комфортности и вместимости. Но кризис сказывается и на перевозчиках.
Кстати, мы обратили внимание: в разделе «Сообщи о проблеме» очень много писем, в которых тагильчане выступают против замены ГАЗелей автобусами. Это и большие промежутки между машинами, и, на взгляд людей, меньший комфорт, ведь в ГАЗели каждый пассажир обеспечен сидячим местом, в то время как в автобусе кому-то приходится и стоять.
Но все-таки процесс замены будет продолжаться, потому что ГАЗели все старые и изношенные. Мы работаем в этом направлении вместе с сотрудниками ГИБДД.
Добились того, что сейчас каждая машина, выходящая на маршрут, оснащена системой ГЛОНАСС. И когда у нас появляются жалобы на нарушение графика движения, заходим в базу данных и проверяем, есть ли основания для обращений граждан.
Работаем над тем, чтобы все эти данные были «подцеплены» к единой диспетчерской службе, чтобы можно было решать эти вопросы, не выходя из кабинета. В течение этого года постараемся синхронизировать работу всех перевозчиков в единой компьютерной сети.
- Какие масштабные проекты по строительству запланированы на этот год?
- В 2015 году было сделано очень много, не только за счет муниципалитета, но и на спонсорские деньги. На этот год запланированы работы на площади и проспекте Дзержинского, завершение реконструкции набережной, цирка – деньги на это уже выделены, сейчас проводится конкурс. Ведется перенос коммуникаций, а основные работы начнутся с наступлением теплых дней. И, конечно, это мост на Фрунзе, работы по реконструкции которого должны начаться и закончиться в этом году.
Фото Николая АНТОНОВА.