События ушедшего года оказались для российского внутреннего туризма в целом положительными, отмечает «Газета.Ru». Ослабление курса рубля, ухудшение отношений с популярными туристическими странами, в том числе и политическое, — все это вынуждает россиян откладывать зарубежные поездки и искать варианты внутри страны. Так, на эти новогодние каникулы в числе самых популярных мест наравне с прошлогодними арабскими пляжами оказались Великий Устюг, Москва, Санкт-Петербург.
В итоге в 2015 году Ростуризм прогнозирует рост внутреннего туризма на 30%. Такие же цифры ведомство ожидает по результатам уже 2016 года. И в целом для этого есть все предпосылки. Например, как рассказали туроператоры, спрос на раннее бронирование российских курортов вырос вдвое. В числе самых популярных направлений — курорты Краснодарского края, Крым, санаторно-курортное лечение в кавказских здравницах. Также растет интерес к экскурсионным программам в Москве и Санкт-Петербурге, Великом Устюге, Казани, Калининграде, в городах Золотого кольца.
Но есть и нюансы: неизвестно, смогут ли отечественные курорты выдержать количество желающих приехать. Еще летом 2015 года, когда не было никаких ограничений на посещение Турции и Египта, места размещения в Сочи и Крыму были переполнены. Пока России мешает неразвитость инфраструктуры: в одной Анталье в два раза больше отелей, чем в Сочи, и в четыре раза — чем во всем Крыму.
Путешественники могут столкнуться и с тем, что стоимость рублевого отдыха может быть ненамного дешевле иностранного. Цены как на перевозку внутри России, так и на проживание в отечественных местах размещения пока соответствуют зарубежным. Гостиницы и хостелы соотносят свои цены не только с инфляцией, но и с ростом спроса.
Поэтому те, кому не досталось места на раскрученных отечественных курортах, поедут либо в менее популярные регионы, либо все-таки будут искать впечатления за границей.
Из-за сложной экономической ситуации определяющим фактором для выбора направления продолжит оставаться цена, а также комфортность перелета. Россияне станут уделять больше внимания удобству оформления своего отпуска, а также и визовому «гостеприимству» зарубежной страны.
Поэтому в новом 2016 году, по мнению экспертов, будут популярны те страны, которые уже начали активно завоевывать российских путешественников в 2015 году. Больше всех помимо Крыма и курортов Краснодарского края выиграли Грузия и Черногория — именно эти две страны показали самый большой рост. В пользу последней говорит и статистика Ростуризма: за первые девять месяцев 2015 года при общем падении выездного турпотока на 31% (к аналогичному периоду прошлого года) количество путевок на черногорские курорты сократилось всего на 6%, до 220 тыс.
Турпоток по Грузии в то же время постоянно рос: по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), за тот же период россияне посещали страну на 14% активнее, чем годом ранее.
Данный тренд держался в течение всего года. Грузия смогла подобраться вплотную к десятке самых популярных новогодних направлений в 2015 году — она оказалась на 11-й строчке, хотя ранее была лишь на 18-м месте. В 2016 году такая тенденция продолжится, причем помимо Грузии россияне будут намного чаще присматриваться к отдыху в Азербайджане и Армении.
По итогам первых трех кварталов 2015 года фактический турпоток в Таиланд продемонстрировал существенное падение: вместо 915 тыс. за аналогичный период 2014 года число совершенных россиянами поездок составило только 464 тыс., что на 49% меньше. Из них на туризм пришлось 313 тыс. путешествий, что оказалось на 52% меньше.
Тем не менее мечтающих посетить тайские пляжи меньше не стало. Результаты последних месяцев 2015 года могут оказаться весьма позитивными, ведь закрытие Турции и Египта уже привлекло на тайские курорты российских отдыхающих. Помимо этого, как следует из статистики сервисов по продаже билетов, круглогодичные курорты Таиланда интересны и стабильной ценой на авиаперевозку, которая осталась в диапазоне 31–34 тыс. руб.
По данным АТОР, в ноябре доля запросов туристов и агентств на Таиланд от общего их числа составила рекордные 20,7%. «Это на 4,1% больше, чем в ноябре 2014 года, и на 8,3% больше, чем в октябре 2015 года», — сообщается на сайте организации.
На этот Новый год, несмотря на падение турпотока, Таиланд был в числе лидеров. Страна занимает второе место по популярности среди праздничных зимних направлений. В 2016 году поисковики также отмечают рост популярности этой азиатской страны. В январе и начале февраля 2016 года продажи авиабилетов до Таиланда в целом выросли на 38%, а отдельно до Пхукета — на целых 102%.
Учитывая общее число выезжающих за рубеж путешественников из России (по итогам девяти месяцев — почти 10 млн.), целый ряд стран уже вступили в борьбу за российского туриста, для которого в этом году закрылась пятая часть выездного рынка. Рекламные расходы, скидки и спецпредложения могут значительно повлиять на предпочтения россиян.
О подобных планах, например, уже объявила Болгария, которая приняла решение c 1 января снизить цену визы для россиян более чем в три раза — с €35 до €10. Вместе с этим власти страны пообещали, что этот туристический сезон будет «свободным от дактилоскопии».
К рекламным гонкам присоединился и Израиль, туротрасль которого пообещала подготовить ассортимент отелей по системе all inclusive специально для российских туристов. Пока такой сервис действует в основном в Эйлате, но, по сообщениям местного минтуризма, работать с ним стали и столичные отели.
Тунис, в свою очередь, разрабатывает программу по финансовой поддержке российских туроператоров, реализующих туры на местные курорты, отмечает «Газета.Ru»