Наверняка многие потребители, в особенности женщины, хоть раз по телефону получали приглашение на бесплатную презентацию различных косметических средств по уходу за кожей лица. Уже в салоне клиенткам, которые соглашались на подарочные процедуры, сотрудники индустрии красоты более чем настойчиво предлагали приобрести набор косметики. Стоимость от 40 тысяч рублей и выше. Сумма – не маленькая, поэтому многих убеждали оформить покупку в кредит под грабительские проценты. На эту тему «ТР» писал неоднократно. Однако в последнее время в связи с новогодними хлопотами звонки-приглашения участились. При этом «косметику» сменили «услуги». В ход пошла немного видоизмененная схема обработки клиентов: звонок по телефону, презентация, договор оказания косметических услуг, кредитный договор.
О том, как правильно себя вести в подобных ситуациях и насколько законны и правомерны действия представителей салонов красоты, рассказывает юрисконсульт отдела экспертиз защиты прав потребителей Светлана БАРЫШНИКОВА:
- Проанализировав озвученные потребителями ситуации и представленные документы, эксперты консультационного пункта выявили несколько нарушений.
Во-первых, понуждение к заключению договора путем введения потребителя в заблуждение. Во-вторых, непредоставление полной и достоверной информации об услуге. Исключается возможность правильного выбора относительно цены услуги, ее потребительских свойств, исполнителя. В-третьих, налицо нарушения законодательства в сфере финансовых услуг при оформлении кредитного договора.
Хотелось бы рекомендовать потребителям, прежде чем подписывать документы, подробно ознакомиться с их содержанием. Получить как можно больше информации, подтвержденной документально: о цене, условиях заключения договора, в том числе, о сумме переплаты по кредиту; непосредственно об услугах, проводимых методиках, возможных противопоказаниях, о специалисте, оказывающем услугу, а также о наличии документов, позволяющих осуществлять такой вид деятельности – сертификаты, лицензии и т.д.
Другой важный момент, о котором нужно помнить. Потребители, оформившие договоры оказания косметических услуг, имеют полное и законное право отказаться от услуги, если они разочаровались в ней, либо по какой-то причине не желают ее больше получать. В случае отказа от услуги необходимо обратиться в организацию, с которой заключен договор, с письменным требованием.
Однако при отказе от услуг, приобретенных в кредит, следует помнить, что данные договоры (возмездное оказание услуг и договор потребительского кредита) по своей правовой природе являются различными договорами и, следовательно, имеют различные основания и порядок их расторжения.
Многие потребители считают, что при отказе от косметических услуг отпадает необходимость оплачивать кредит. Такое мнение является ошибочным, поскольку кредитор в лице банка при наличии кредитной задолженности вправе взыскать ее в судебном порядке с применением предусмотренных законодательством и условиями договора санкций (неустойки, пени, штрафы). В связи с чем, при расторжении договора об оказании услуг, необходимо также обратиться в банк для решения вопроса о погашении кредита. В случае досрочного исполнения кредитных обязательств потребителем уплачиваются проценты только за период фактического пользования кредитом.
Вот и получается, что красота требует не только физических и моральных жертв, но и финансовых. Не окунайтесь в омут с головой, будьте бдительны, аккуратны и настойчивы в отношениях с представителями салонов красоты. А вообще порядочные, зарекомендовавшие себя заведения не надоедают своим клиентам регулярными звонками. В них, как правило, перед праздниками все рабочее время расписано по минутам.