Актуальность проблемы коррупции для нашего государства обуславливает принятие органами власти самых разнообразных мер по предотвращению коррупционных факторов во всех сферах общественных правоотношений.
Так, например, статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих, а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.
Однако, как показывает практика работы органов прокуратуры, большинство граждан и работодателей не осведомлены о том, что в течение 2-х лет после увольнения с государственной или муниципальной службыбывшие государственные и муниципальные служащие имеют право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного (муниципального) служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.
Тем же законом установлено, что при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, ранее замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение 2-х лет после его увольнения с такой службы, они обязаны в десятидневный срок сообщать о заключении договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший государственный либо муниципальный служащий, работодателю следует выполнить следующие действия:
1. Выяснить включена ли замещаемая (замещаемые) ранее лицом должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:
- раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557;
- перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 №557;
- перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27.07.2010 № 925).
2. Определить дату увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни, вычислив, прошел ли 2-хлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.
3. В 10-ти дневный срок с момента заключения договора, направить по месту службы данного работника сообщение о приеме его на работу (если указанный в п. 2 срок не истек).
Данное сообщение оформляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 №29, в письменной форме, на бланке организации за подписью её руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.
Необходимо иметь ввиду следующие существенные обстоятельства: осведомленность работодателя о предыдущих местах работы, занимаемых должностях, датах приема и увольнения подтверждается записями в трудовой книжке работника, которую последний передаёт новому работодателю при трудоустройстве.
Также обращает на себя внимание тот факт, что наличие у нового работодателя документа, подтверждающего только отправку (направление) в государственный или муниципальный орган сообщения о трудоустройстве бывшего служащегоне будет свидетельствовать о надлежащем исполнении обозначенного требования закона и, соответственно,не позволит избежать ответственность за данное нарушение,поскольку конструкция части 4 статьи 12 ФЗ «О противодействии коррупции» сформулирована таким образом, чтообязанность по обеспечениюполучения государственным, муниципальным органомсообщения о заключении договора с бывшим госслужащим, возложена именно на нового работодателя.
Неисполнение работодателем указанной обязанностиявляется административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ, в виде административногоштрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.
Андрей БЫЗОВ, помощник прокурора Дзержинского района