Нижнетагильский отдел Роспотребнадзора начал проверки торговых предприятий города на предмет новогодних подарков. Проверять будут магазины, детские сады, школы, которые также самостоятельно закупают и комплектуют новогодние подарки для детей.
Первые проверки начались с первых чисел ноября, закончатся контрольные мероприятия 15 января. На сегодняшний день эксперты надзорного ведомства проверили ряд оптовых предприятий и частично розничную сеть.
- Глобальных нарушений, как это было в прошлом году, не встретили, - рассказала главный специалист-эксперт Елена Старикова. - Но все-таки они были. Особые претензии у нас возникли к шоколадным яйцам в упаковке из фольги, произведенным в Московской области. Производители как штамповали их с трудночитаемой мелкой маркировкой, так и продолжают это делать, не обращая внимания на замечания. Получается, что яйцо упаковывается в фольгу, а потребительская информация надежно скрывается под ее складками. Прочитать и изучить маркировку можно только предварительно вооружившись лупой, и после того, как яйцо будет открыто.
Это значит, что потребитель лишен права посмотреть элементарный срок годности. Самое главное, считают специалисты, яйца, содержащие игрушку-сюрприз, имеют предупреждение, о том, что игрушка собирается из мелких деталей, которые могут быть проглочены ребенком или попасть в дыхательные пути. Но бумажка запаяна внутрь: пока не вскроешь, не прочтешь. Между тем, согласно информации на листах-вкладышах, наглухо запаянных в игрушке подарка, указаны имеющиеся противопоказания. В составе сладости содержится краситель, который может оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей, содержит сорбит, чрезмерное употребление которого может оказывать слабительное действие.
- Таким образом, производитель исключает для покупателей возможность познакомиться с важной информацией, - считает Елена Старикова. - А когда речь идет о жизни и здоровье наших детей, это недопустимо. Таких яиц с неприятными «сюрпризами» было изъято около четырех тысяч штук.
Привлекло внимание экспертов и другое популярное новогоднее лакомство – это шоколадные фигурки, запечатанные в фольгу и полые внутри. Та же самая история: красивое оформление с нечитаемой маркировкой. Между тем, согласно требованиям, вся маркировка продукции должна быть легкочитаемой. Производители, экономя на всем, любят мельчить буквы и цифры маркировки, да и товар иногда настолько мелок, что важная информация на упаковке просто физически не может разместиться.
Кстати, некоторые продвинутые предприниматели уже нашли выход. Правда, к сожалению, производят они не сладости, а сувенирный алкоголь. У них была та же проблема: на маленькой упаковке маркировка получалась мелкая, почти неразличимая, в итоге было принято решение запаять мини-бутылочки в прозрачный пластик, который прочно крепится на плотный картон. А на картонке хорошим читаемым шрифтом указана вся необходимая потребителю информация. Пойти на такой креативный шаг производители решились после череды проверок со стороны Роспотребнадзора и последующих за ними предписаний, забраковок и прочих санкций. Когда шоколадные «короли» исправят свою упаковку, никому не известно.
- На одном крупном оптовом складе была обнаружена партия яиц с прошлого нового года, - проинформировала Елена Старикова. – И, хотя срок годности сладостей не истек, он заканчивается в начале 2016 года, сам продукт потерял товарный вид: шоколад побелел, начал крошиться, герметичность фольги нарушилась. Ни одна товароведческая экспертиза такой недоброкачественный продукт не пропустила бы. Предприниматели этого не учли. Из общего числа шоколадных яиц почти 200 штук были изъяты именно по показателям недоброкачественности.
Кроме шоколадных подарков эксперты Роспотребнадзора проверили карнавальные костюмы и новогодние электрические гирлянды. Претензий к ним у специалистов не нашлось.
ФОТО АВТОРА.
Эти шоколадные яйца и фигурки Деда Мороза были изъяты из продажи.