Мы продолжаем разговор об уральской глубинке на примере поселка Висимо-Уткинск, в котором корреспонденты «ТР» провели целый день. (ФОТО)
В этом поселке создано 20 рабочих мест на 400 с лишним коренных жителей, основной состав населения – пенсионеры, а молодежь использует любую возможность, чтобы перебраться в город. А между тем, в самом городе уже давно зародился целый класс «городских сельчан», мечтающих или уже претворяющих свои мечты о сельской жизни в реальность. Это они скупили дома и земли под строительство в Висимо-Уткинске, это с их приездом в летний сезон население поселка вырастает до 1000 человек.
Среди таких людей – семья Селяевых, с которыми мне довелось познакомиться во время поездки в Висимо-Уткинск. Два года назад они купили в поселке дачный участок и прожили в нем все лето. Осенью поразмыслили и решили, что лета им недостаточно для того, чтобы насладиться настоящим деревенским счастьем. И на следующий год купили замечательный, вековой, ладно срубленный, крепкий деревенский дом, стоящий прямо на центральной улице поселка.
Нет, эта семья не относится к городским аристократам-переселенцам, не обвешана чинами и должностями, и дом купили, продав в Нижнем Тагиле все, что было, и не оставив себе пути к отступлению. Не в характере Селяевых поворачивать назад, сомневаться и жалеть о сделанном. Захотели – покончили с городской жизнью навсегда, захотели – обзавелись десятью детьми.
Да-да, именно столько ребят супруги Селяевы воспитывают в условиях уральской деревни. А чего лучше! Красота кругом, лес, места заповедные, чистый воздух, всю зиму с горы на санках. Своя скважина с вкусной ледяной водой, мясо, птица, яйца, молоко и творог со своего двора.
О переехавшей из города семье с десятью детьми по всему поселку сразу разнеслась весть: да как же они тут проживут, на что? Городские – они к селу-то не приучены. Это им не дачное хозяйство, быстро у них тут сельская романтика пройдет.
Но переселенцы оказались напористыми, полными смелых идей и планов. Прошел год, в хозяйстве появились коровы, куры, свиньи, индюки, утки и кролики. Купили трактор – дело и вовсе пошло на лад, сено заготавливать стали. Пробурили скважину и зажили припеваючи. Недавно в инкубаторе сами вывели цыплят. Зачем, спрашивается? Мало цыплят на рынке?
– Нам это нравится! На следующий год будем выводить индюшат и утят.
В доме, состоящем из трех комнат, семье тесновато. Собираются затевать строительство дополнительных комнат. Зачем? Все вокруг живут в своих домах и не помышляют о том, чтобы что-то пристраивать. Поддерживают дом в жилом состоянии – и ладно.
– А нам нравится! Мы обязательно будем строить.
О том, почему дети с малых лет сами стряпают, ходят с отцом на рыбалку и на покос, можно уже и не спрашивать. Понятно, что им это просто нравится.
Надо сказать, что супруги Селяевы - сами родом из деревни. Людмила родилась и выросла в Ослянке. Пожив в городе, она вместе с мужем затосковала по деревенскому молоку, по своему огороду. Купили было участок с домом на Вагонке. Затеяли строительство, соорудили второй этаж. Разводили кур, свиней, коров, кроликов. Дело ладилось, да не ладно было на душе. Хотелось прочь из душного и пыльного города. Тогда и купили дачный дом в Висимо-Уткинске, а затем и этот полноценный деревенский дом с крытым двором и хозяйственными постройками.
Для детей деревня – рай земной. У каждого – свои лыжи, ролики, скоростные велосипеды. Школьное образование? И с этим здесь полный порядок. В малокомплектной школе Висимо-Уткинска оно практически индивидуальное, поскольку в классе учатся в среднем по три–четыре ребенка.
Один недостаток – детского сада в поселке нет. Так и в том нет большой беды, потому как у Селяевых дома – свой собственный детский сад, существующий в лучших традициях популярной нынче педагогической системы Марии Монтессори, педагога, который разработал теорию разновозрастных детских групп. Младшие дети очень быстро учатся, делая большие шаги в развитии, когда тянутся за старшими. В то же время старшие, принимая на себя роль наставников, учатся быть терпеливыми, ответственными и снисходительными к ошибкам младших.
Шестеро из десяти детей в семье – приемные. Первую взяли Надю, двоюродную племянницу Владимира Селяева, в девять лет оставшуюся сиротой. Решили, что в состоянии еще кому-то помочь, и приняли в семью сразу четырех детей.
– Хотели взять двух – Александру и Дмитрия, которые воспитывались в детском доме поселка Висим, – рассказывает Людмила Селяева. – Потом выяснилось, что есть еще Корней и Сергей, и все четверо – братья и сестры. Более того, все они – наши дальние родственники. Ну как тут не взять всех четырех? Саша взмолилась – не смогу жить без подруги Юли. И Юля тоже оказалась в нашей семье.
Обе девочки уже получили образование и сейчас живут в Нижнем Тагиле. Саше дали квартиру, Юля ждет своей очереди.
– Я думаю, что наши труды не напрасны, – говорит Людмила Селяева. – Несмотря на то, что некоторые дети пришли в семью, будучи без пяти минут взрослыми людьми, время, проведенное с нами, не прошло для них бесследно. Мы успели вложить в них основы тех знаний, которые нужны для самостоятельной жизни. Они получили представление об устройстве семьи, о социальных ролях ее членов, о ведении домашнего хозяйства, планировании бюджета и так далее. Результаты видны – нашу Юлю теперь и не узнать: модная дама в платье и при маникюре, учебу успешно завершила, на работе ее хвалят. Сергей, правда, у нас бунтарь. Нам отдали его из детдома 17-летним, в одном болоньевом костюме и с грамотами за футбол. Он то сбегал от нас к родной матери, то возвращался, но и у него будут положительные результаты, я уверена. Семья способна исправить многое даже в почти уже взрослом человеке. Мне жаль тех детей, которые выходят из детдома во взрослую жизнь, так и не побывав в семье. Очень многие спиваются в своих квартирах, которые им предоставляет государство, выносят из них все, даже батареи выдирают и сдают на металлолом. Они не хотят работать и считают, что все им должны. Это потерянные люди, которым очень нелегко отыскать ориентиры в жизни. Я уверена, что такие ориентиры легче найти в той семье, которая живет даже не в городе, а в поселке – простой и понятной жизнью.
Супруги Селяевы относятся к числу тех людей, которые всегда идут по пути созидания:
– Вырастут шесть приемных детей – мы еще возьмем, не хватит места в доме для всех – мы еще построим. Если в поселке откроют детский сад и будут проблемы с наполняемостью групп, мы отдадим туда своих детей. Особой нужды в этом нет, у нас дома практически свой детский сад, но мы поддержим хорошую инициативу. На почте проблемы, слишком мало людей оформляют подписку – мы выпишем газеты.
«Тагильский рабочий», кстати, читаю с удовольствием. У нас есть Интернет, которым пользуется в основном муж. Мне же приятнее читать не с экрана, а на бумаге. Иной раз показываю мужу газету: а это ты видел в Интернете? Нет там этого. А у меня в газете – напечатано.
В гармонии с природой и друг с другом растут дети в семье Селяевых. Не все они осядут в Висимо-Уткинске, кто-то воротится в город. Но обязательно найдется тот, кто подхватит родительские идеалы и с той же энергией, напором и целеустремленностью поднимет стены своего собственного дома, построит свою собственную жизнь.
А супруги Селяевы примут в семью новых детей из детдома. Обязательно примут, ведь это их жизненный принцип – созидание и помощь людям по мере сил и возможности.
Фото Николая АНТОНОВА.