Андрей Третьяков приехал из Луганской области в Нижний Тагил еще весной – в апреле нынешнего года. Надеялся наладить здесь условия для жизни, а затем перевезти на Урал всю семью. И приехал-то не на пустое место – к своей бабушке по материнской линии, которая, однако, вскоре покинула уральский город и отправилась жить в Москву, тоже к каким-то родственникам.
И вот остался Андрей в полном одиночестве, без денег, без крыши над головой, без работы. В кризисный год ее непросто найти и здоровому человеку, а Андрей – еще и инвалид по слуху.
Но украинский гость не повернул назад, он достучался-таки в закрытые двери. Его приняли к себе сотрудники Нижнетагильского местного отделения Всероссийского общества глухих. Они, конечно, были наслышаны о том, какие трудности испытывали украинские беженцы в Нижнем Тагиле, как месяцами не могли оформить документы и устроиться на работу, как сложно было с жильем. И понимали, что в случае с беженцем-инвалидом бюрократические препятствия удвоятся.
Нашлась принимающая сторона, которая предоставила жилое помещение для постановки Андрея на миграционный учет. Его поселили в отдельной квартире, снабдили продуктами и деньгами. Вскоре Андрей посчитал возможным перевезти в Нижний Тагил жену Алену вместе с сыном Давидом. Нет, они не находились все это время в очаге украинской катастрофы. Глава семьи предусмотрительно отправил семью к родственникам жены в Кривой Рог – там, по крайней мере, не было угрозы получить пулю в спину возле собственного дома.
В Тагиле к их приезду уже все было готово – Давида ждало место во втором классе специализированной школы, благодаря супругам Селивановым нашлось жилье. Вскоре, правда, его пришлось сменить на другое – на этот раз свободную квартиру во временное пользование семье Третьяковых предоставила чета Сельковых. Вещи на первое время были собраны, продуктов хватало на несколько месяцев – все это появилось благодаря членам общества и сурдопереводчикам, коллективу соцзащиты Ленинского района, служителям и прихожанам Храма Сергия Радонежского.
На этом гостеприимство тагильчан не закончилось. Они решили, что досуг Третьяковых – это тоже их забота. И повезли украинцев в туристические походы по Уралу и за его пределы. Одним словом, одинокими эти люди вряд ли могли себя почувствовать.
Не было у них только одного – работы. Сергей, который у себя на родине был на все руки мастером: и на промышленном предприятии слесарем работал, и в торговой сфере прекрасно управлялся – здесь не мог найти для себя решительно никаких вакансий. На любом градообразующем предприятии его ждал почти 100-процентный отказ по медицинским показаниям. Да и в других сферах рассматривали его резюме с нежеланием. А без официального трудоустройства семья не может рассчитывать на постановку в очередь на получение жилья.
С другой стороны, Сергею и его жене Алене полагается пенсия, которую они до сих пор получали в Украине. Перевод выплаты на территорию Российского государства – дело хлопотное и долгое.
Несмотря на временные удобства, которые постарались создать переселенцам тагильские друзья, семья Третьяковых осознает зыбкость почвы под ногами. И тем не менее, для этих людей назад дороги нет. Как нет ее пока и впереди. Остается только ощупью делать шаги в никуда и рассчитывать, что дорога появится под ногами идущего.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.