Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
05.11.2015 13:35
Кто ответит за качество продуктов и обслуживание в общепитах Нижнего Тагила?
Кто ответит за качество продуктов и обслуживание в общепитах Нижнего Тагила?
Последние новости
Теги: Качество продуктов общественный контроль

Как отличить настоящее сливочное масло от подделки? Что делать, если на полках или витринах магазинов лежат просроченные продукты питания? Кому пожаловаться, если в магазине регулярно обвешивают и обманывают со сдачей?  Ответы на эти и другие вопросы из сферы защиты прав потребителей тагильчане, к сожалению, знают не всегда. Восполнить пробел в знаниях закона «О защите прав потребителей» горожан и учащихся образовательных учреждений готовы представители совета ветеранов органов власти. Инициатива прозвучала на совещании по вопросу организации общественного контроля над качеством продовольственной продукции, в котором приняли участие глава города Сергей Носов, начальник Нижнетагильского отдела Роспотребнадзора Юрий Бармин, руководители профильных отделов администрации города и общественники.


Участники совещания вынуждены были признать, что особо значимых результатов в контроле за качеством продуктов достичь не удается последние несколько лет.


Проверки Роспотребнадзора уже давно и никого не пугают


Законодательство одной рукой дает возможность проверять предпринимателей, а другой рукой старательно оберегает малый бизнес. Всем известно, что главная надзорная служба, в лице Роспотребнадзора, по закону имеет право выходить с плановой проверкой на предприятие раз в три года. Внеплановая проверка возможна только при наличии жалобы. Кстати, накануне проверки, за три дня, специалисты ведомства обязаны предупредить предпринимателя о своем приходе, а те за это время могут хорошо подготовиться.


Хотя, как показывает опыт, большинство предпринимателей даже не пытаются готовиться к приему экспертов Роспотребнадзора. «Раз придут, все равно что-нибудь найдут. А зачем кому-то усложнять работу?» - так размышляет большинство предпринимателей накануне контрольных мероприятий. Вероятно, отсюда и начинает расти клубок проблем в виде массовых отравлений, антисанитарии и прочих неприятностей. На днях в Екатеринбурге 11 человек обратились к врачам с признаками кишечной инфекции. Шесть из них госпитализированы. Все пострадавшие накануне ели в ресторане роллы. Заведение закрыли. Временно, до тех пор,  пока не станут известны результаты взятых на анализ проб. Позже выяснилось, что посетителей ресторана заразили инфицированные норовирусом и сальмонеллезом сотрудники.  Точно такой же ресторан работает  в Нижнем Тагиле. И кто гарантирует, что завтра или через месяц тагильчане не попадут в такую же неприятную ситуацию? Заметим, проверить наш ресторан из той же сети, где произошло отравление, специалисты Роспотребнадзора не могут. С момента последней проверки должно пройти три года, официальных жалоб от посетителей не поступало.

 

Общественные контролеры могут проверить, но не повлиять


Есть проблемы и у общественников. Они могут проверить любую торговую точку,  дать профессиональные рекомендации, а вот наказать или оштрафовать в случае грубейших нарушений – такими полномочиями общественные контролеры не располагают.  Галина Беренштейн, возглавлявшая городской отдел по развитию потребительского рынка и услуг до 2005 года, поделилась промежуточными результатами проверок ветеранов-общественников.


- Совсем нет или спрятана так, что никто не найдет, «Книга жалоб и предложений», - рассказала Галина Дмитриевна. – Если в «Книге жалоб» указаны замечания, то на них никто не отвечает, а если  ответ и есть, то он выглядит какой-то отпиской, а не решением проблемы.  Часто нарушается товарное соседство: сырая рыба лежит рядом с выпечкой, яйцо – с тортами или хлебом. А это потенциальный очаг инфекции.  Проходы в магазинах узкие, корзин нет, в наличии только огромные тележки, пройти с которыми  между полками и витринами порой невозможно. На ценниках не указаны изготовители продуктов питания, в лучшем случае – одно слово «Россия». Но ведь для потребителя очень много значит, кто, к примеру, является производителем того же  молока: Кушва или Ирбит?  А сети почему-то не считают нужным указывать предприятие-производитель.


Отсутствуют контрольные весы, не соблюдаются условия хранения.  Взять такой дорогой продукт, как красная икра. Условия ее хранения от 0 до минус 5 градусов. А в магазине ее продают на кассе. Сетевики забыли про холодильники или вообще про них не знают? Другой пример, вино. Здесь больше всего нарушений условий хранения. В магазинах оно хранится при температуре 22 - 25 градусов. Человек покупает, дома охлаждает. Из-за разницы температур вино превращается в опасный напиток,  способствующий образованию камней в почках, желчном пузыре, в общем, где угодно! Человек приобретает серьезное заболевание только благодаря тому, что не соблюдаются условия хранения продуктов и напитков.


Все эти нарушения общественники изложили в письме, которое направили в адрес городского отдела Роспотребнадзора. Правда, как выяснилось тут же на совещании, письмо от общественников до санитарных врачей не дошло…


Дельное интересное предложение  озвучила коллега Галины Дмитриевны,  а ныне тоже ветеран, Татьяна Семиколенных. Она предложила разработать программу по теме защиты прав потребителей, чтобы изучать эту тему в школе в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». А что? Все верно: то, что нам сегодня предлагают под видом продуктов питания, в прямом смысле может представлять опасность для здоровья. И чтобы, если хотите,  порой даже выжить, нужно обладать специальными знаниями из области защиты прав потребителей. 


Что могут журналисты?


Освещение проблем в сфере защиты прав потребителей в средствах массовой информации стало темой для отдельного разговора. На совещании прозвучала фраза,  что тагильские журналисты недостаточно много и часто пишут, говорят об этой теме. В качестве примера вспомнили популярную программу «Ревизорро» на телеканале «Пятница». Телеведущая Лена Летучая объезжая города нашей страны, посещает гостиницы, рестораны, кафе. На камеру проверяет кухню, условия хранения продуктов, санузлы, комнаты для отдыха, в общем, все-все-все. Результаты таких телевизионных проверок на самом деле впечатляют. Наверное, минус передачи в одном: ситуация не отслеживается во времени. Нарушения нашли, рассказали, наказать невозможно, так как у прессы нет таких полномочий, протоколы нарушений передали в надзорные службы. А вот показать, что изменилось и изменилось ли вообще за определенный промежуток времени, было бы и любопытно для зрителей, и полезно для предпринимателей.


Вряд ли городские СМИ смогут соревноваться с крупными  развлекательными телеканалами, но рассказывать о беспределе отдельных тагильских предпринимателей и их заведениях приходится очень часто. Хотя бы потому, что за помощью обращаются тагильчане.


Приведем всего один пример. Знаменитое кафе «Райский уголок». Жалуются на него все, кто живет по соседству: громкая музыка, пьяные ночные разборки. Есть обращения и от посетителей. Полиция проверяет и находит нарушения регулярно. Здесь недокладывают в порции, обсчитывают со сдачей, продают алкоголь несовершеннолетним, документов на алкоголь на момент проверок тоже не бывает. По сути, клиентам предлагаются напитки неизвестного происхождения, а у сотрудников никогда не бывает при себе санитарных книжек. Протоколы проверок полицейские передают в суд, там накладываются смешные штрафы, предприниматель их платит и… продолжает нарушать дальше. Кто-то пытался его закрыть?  Вряд ли.


«Тагильский рабочий» на проверках в «Райском» по приглашению правоохранителей  бывает несколько раз в год. Каждая проверка, начиная с 2012 года, показывает только то, что нарушения не устраняются. Платить мизерные штрафы (от одной до 160 тысяч рублей) выгоднее, чем соблюдать законодательство.  Что такое 160 тысяч рублей для общепита, где торгуют алкоголем? Рискнем предположить, что это выручка за один-два вечера.  Вполне себе подъемная сумма.  И, наверное, писать об этом заведении придется еще не раз, но при этом хочется, чтобы ситуация все-таки изменилась.


Глава города Сергей Носов привел свой пример, рассказал историю, которой поделился управляющий директор НТМК Владислав Кушнарев. Будучи на отдыхе за границей, он попросил бариста сделать двойной кофе в один большой стакан, а не в мизерную чашечку, которая предназначена для кофе, естественно, за отдельную плату. Девушка категорически отказалась, пояснив, что есть правила и их нельзя нарушать. Вот так!


Возможно, когда в голове наших  предпринимателей отложится точно такая же мысль или наказание за нарушения увеличится так, что после оплаты штрафа предприятию будет грозить закрытие, ситуация поменяется.  А пока получается, что Роспотребнадзор вынужден ждать отведенных законом три года, общественники будут проверять, ругать и не более, а журналисты -  освещать и показывать проблемы. Сможет ли это изменить сложившееся положение дел на рынке продовольствия и общепита? Опыт подсказывает – нет!


Фото Николая АНТОНОВА.


Галина Беренштейн (в центре), Татьяна Семиколенных (справа) с удовольствием выполняли роль общественных контролеров.

 


   



Читать еще
23 июля - День работника торговли. Улыбаюсь покупателям, как старым знакомым
21.07.2022 08:31 /
Наша героиня – Ксения Ахматдинова. Правда, эта фамилия уже две недели как неактуальна. 8 июля, в День семьи, любви и верности, Ксения...
Комментариев: 0
Новое на потребительском рынке
08.07.2021 09:11 /
Комментариев: 0
«Сельский дворик» поможет вашему саду
20.05.2021 10:08 /
Этот магазин с милым названием «Сельский дворик» существует с 2005 года. Расположен он на улице Выйской рядом с автобусным кольцом....
Комментариев: 0
Учимся качать права. 15 марта – Всемирный день прав потребителей
11.03.2021 08:46 /
Предлагаем тест, который покажет, хорошо ли вы знаете свои права как покупателя и потребителя
Комментариев: 0
Тагильчанину удалось вернуть больше 200 тысяч рублей за переплату в автосалоне
11.03.2021 08:15 /
Многие потребители в последнее время сталкиваются с такой ситуацией: приобретают автомобиль в автосалоне, а вдобавок им навязывают...
Комментариев: 0
Заказал доставку еды. Недоволен. Что делать?
20.01.2021 16:36 /
Во времена ограничений, связанных с коронавирусом, все большей популярностью у тагильчан стали пользоваться услуги по доставке...
Комментариев: 0