23 октября Евгению Захаровичу Фрейдензону, бывшему главному инженеру НТМК, исполнилось бы 100 лет.
Его называют легендарной личностью в истории тагильской металлургии, и в этом нет даже доли преувеличения. Фрейдензон – лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), Дружбы народов, «Знаком почета», медалями. На комбинате он трудился три десятилетия – с 1941-го по 1971 годы.
О коллеге вспоминает советник управляющего директора ЕВРАЗ НТМК Михаил АРШАНСКИЙ.
- Евгений Захарович Фрейдензон приехал в Нижний Тагил, когда в 1941 году с Украины эвакуировался Макеевский металлургический завод. Начинал на НТМК в копровом цехе, потом стал начальником листостана, который в то время катал толстый лист, из которого делали броню для танков.
Приводом у стана была паровая машина, которую все ласково называли Варварой. Фрейдензон жил в Техническом поселке, и там было прекрасно слышно, как она работает. Евгений Захарович рассказывал, что дома всегда прислушивался. Замолчала Варвара – засекал время. Если больше 30 минут стоит, значит, надо бежать на завод, что-то случилось.
Цех работал хорошо, и Фрейдензона очень уважал директор комбината Анатолий Захаров. В 1956 году Евгения Захаровича назначили начальником производственного управления, затем - главным инженером.
Он обладал очень большими знаниями по металлургии, почти энциклопедически был подкован. По образованию прокатчик, но изучил в совершенстве сталеплавильный передел и доменное производство. Прекрасная память позволяла держать в голове все технологические процессы. Если чувствовал, что в каком-то вопросе недостаточно компетентен, ходил в этот цех каждый день и общался там с рабочими и инженерами. Говорил, что «изучает производство ногами», напитывался знаниями.
Фрейдензон всегда старался привнести что-то новое. Причем не только в технологию, но и в методологию, в организацию производства. Он первым ввел систему, которую сейчас называют мозговым штурмом. Умел так раскрепостить людей, что у них начинал бить фонтан идей. Примерно в 1968 году провел социологический опрос инженерно-технических работников. Мы недавно нашли запись доклада на пленке, ее случайно обнаружил молодой специалист, который писал диплом. Удивительно, но если там заменить такие термины, как коммунистическая партия и пятилетка, можно и сейчас опубликовать. Ситуация один к одному, как сейчас на комбинате.
Евгений Захарович был автором многих рационализаторских предложений и изобретений. Это и запуск машины непрерывного литья заготовок №1, и технология ванадиевого передела. Я хорошо помню, как мы первыми в мире пускали МНЛЗ в мартеновском цехе. Давался проект очень тяжело. В то время не было хороших огнеупоров и смазок, вся работа была на грани фола. Фрейдензон каждый рабочий день начинал с посещения машины.
Очень много сил было потрачено инженерами комбината во главе с ним на внедрение сложнейшей технологии передела ванадия. Пуск качканарского месторождения и доменной печи №6 произошли в один день – 7 октября 1969 года. Это оказалась лучшая цепочка в металлургии, но эффект получили далеко не сразу. Евгений Захарович и другие специалисты были удостоены Государственной премии.
В конце работы на комбинате Фрейдензон защитил кандидатскую диссертацию. Затем перешел в институт черных металлов в Свердловске, но вскоре был направлен руководителем группы советских специалистов на строительство металлургических заводов в Индию. Там трудился три года, полтора из которых мы работали вместе. Я видел, каким огромным авторитетом Евгений Захарович пользовался у местных руководителей. Его слово было законом. За работу в Индии Фрейдензона наградили орденом Дружбы народов.
Потом он работал в Пакистане. Задача советских специалистов состояла в том, чтобы подтвердить технические параметры: количество и качество чугуна и стали. Евгений Захарович наладил производство, и президент страны лично вручил ему «Звезду Пакистана» в своем дворце.
Евгений Фрейдензон был очень любознательным, много читал, любил музыку и футбол. Постоянно выискивал в литературе, что можно внедрить на комбинате.
На НТМК трудились два сына Евгения Захаровича и невестки. Старший Евгений возглавлял лабораторию, очень талантливый был человек, но рано ушел из жизни. Марк тоже кандидат технических наук, работает в Екатеринбурге. Младший Валерий сейчас на пенсии.
Евгений Фрейдензон умер в сентябре 1990 года.
ФОТО ИЗ АРХИВА НТМК.