Ветерану труда ВГОКа Алексею Гаеву – 85 лет, за рулем с 17. До 1958 года работал в Высокогорской геолого-разведывательной партии водителем, а затем машинистом локомотива в железнодорожном цехе.
Он очень любит рассказывать о своем автомобиле – раритетном армейском ГАЗ-67, 1947 года выпуска, купленном в далеком 1960 году, но, несмотря на это, находящемся в отличном состоянии. Предыдущий хозяин был начальником на комбинате, продал автомобиль за 13,5 тысячи рублей.
Кстати, ГАЗ-67 начали выпускать с 1943 года. Эти автомобили принимали участие в Великой Отечественной войне. Зарекомендовали себя как прочные, неприхотливые и везде проходимые трудяги. После войны производство машин увеличили, причем не только как армейского автомобиля, но и в качестве вездехода для работы в народном хозяйстве. Скоро ГАЗ стал желанным авто для колхозов, лесхозов и геологов. Он разошелся по всей стране, попал и за границу, даже в Австралию, не говоря уже о Восточной Европе, Китае, Северной Корее. Красились 67-е в темно-зеленый матовый цвет.
По словам Алексея Гаева, ездил на ГАЗе в сад, в лес и на работу. Всю жизнь машина была отличным помощником в хозяйстве. Девять лет внедорожник помогал цеху, когда выезжали на покос. Там с его помощью пахали, граблили, возили продукты.
В Красной армии эти машины назывались «козел», «козлик», «пигмей», «блоха-воин» и «Иван-Виллис». Солдаты считали, что машину скопировали с американского Willys. Действительно, у автомобилей много общего (полноприводная трансмиссия и спартанская внешность), однако благодаря отечественным конструкторам наш автомобиль при большей массе получился более простым и надежным.
- Нам с авто на двоих 150 лет, - шутит шофер со стажем. - До сих пор машина на ходу. Месяц назад в сад ездил за урожаем. Продавать, естественно, не собираюсь. Как-то даже «Ниву» взамен предлагали, но не согласился. Я свой ГАЗ с закрытыми глазами разберу и соберу. Автомобиль неприхотливый: клапаны регулируются с помощью паяльной лампы и молотка, двигатель - 2800 оборотов, 54 лошадиные силы.
- Когда едешь по улице, люди обращают внимание, если остановишься, то подходят и просят сфотографироваться, - говорит с гордостью Алексей Гаев. - Запчастей много осталось, так что машина в отличном состоянии. Ездила раньше на 66-м бензине, а сейчас приходится на 80-м или 92-м.
По оценкам коллекционеров, на сегодняшний день стоимость автомобиля этой марки - в пределах от 50 тысяч рублей до миллиона.
Фото автора и из архива Алексея Гаева.