В конце минувшего года в Нижнем Тагиле появилось два десятка новых трамваев производства ОАО «Уралтрансмаш», входящего в ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», и вот со 2 января первые полунизкопольные вагоны модели 71-407 вышли на третий, двенадцатый и пятнадцатый маршруты. Как сообщает сайт tagiltram.ru, постепенно их количество будет увеличиваться.
Напомним, всего получено десять 407-х. Еще десяток из новоприобретенных вагонов, полностью высокопольных, модели 71-405, будут обслуживать десятый маршрут, и жители Вагонки уже могли видеть, как к остановкам подходит двойник из новеньких вагонов. До сих пор в сцепке ходили только изрядно потрепанные временем и пиковыми нагрузками усть-катавские трудяги из прошлого века. Новые вагоны не пойдут на Северный поселок – «из-за негабарита опор контактной сети» и на Тагилстрой – из-за плохого состояния пути на Техпоселке.
Около года назад мы рассказывали о молодом водителе трамвая Светлане Фефеловой, которая выбрала эту профессию по примеру своей мамы.
Во вторник, 6 января, Светлану можно было видеть за пультом управления, а иначе и не скажешь, полунизкопольного 407-го, курсировавшего по 15-му маршруту между трамвайным депо «Новая Кушва» и Гальяно-Горбуновским массивом.
Трамвай, с точки зрения водителя, Светлане не кажется принципиально отличающимся от 405-го, однако, как успела рассказать она во время короткого перерыва между рейсами, вагон лучше, чем прежние модели, идет по заснеженным путям. А еще у него такая особенность: если отпустить педаль тормоза – открытые двери закроются, иначе говоря, водитель не уедет после высадки и посадки с открытой дверью.
В современной кабине 407-го Светлана смотрится поистине празднично.
- Надо соответствовать новому трамваю! – шутит она…
А что же думают пассажиры, которых в затянувшиеся «каникулы» пока не так много?
- За последние 20 лет еду в трамвае третий раз, - рассказывает Виктор Петрович, пенсионер. - А вот в таком – впервые. Удобно, приятно, передают остановки, но ступеньки внутри салона, по-моему, ни к чему. Лучше бы пол был на одном уровне…
Валентина Васильевна - бывший медик. Ездит в трамвае часто – к дочери и сыну, от «Райта» до Гальянки. Впервые оказалась в полунизкопольном вагоне как раз в канун Рождества. Словом, есть ощущение праздника.
- Красивый, интересный трамвай, - говорит пассажирка. – Хотя, может быть, кондуктору неудобно подниматься по ступенькам.
- Проезд 16 рублей, льготный по документам – восемь, - то и дело напоминает кондуктор новым пассажирам.
- Все дорожает, - вздыхают некоторые.
Вот женщина заводит в трамвай пожилого мужчину с тростью. Конечно же, пара входит в вагон через среднюю дверь, где нет ступенек, и на этой же, низкой площадке удобно устраивается на сиденьях. Как было бы тяжело подняться в трамвай предыдущей модели! А здесь: один шаг – и уже в салоне.
Кондуктор трамвая представиться корреспонденту «ТР» не решилась. Видимо, начальство строгое: как бы чего не вышло…
- Бегать тяжело по ступенькам, да еще с выручкой, - все-таки делится женщина.
А еще, как выяснилось, за пассажирами теперь нужен глаз да глаз. То ребенок, вошедший в первую дверь, может устремиться в центр вагона – а там ступеньки… На этих же уступах бывает нелегко удержать равновесие пожилым…
Да, не только трамвайщикам приходится осваивать новую технику, но и пассажирам. В полунизкопольных вагонах им не следует оставлять без внимания детей, при передвижении по салону надо обязательно смотреть под ноги и крепче держаться за поручни при переходе с одного уровня на другой.
Впрочем, подобные трамваи появились не только в Нижнем Тагиле. Пять таких есть в Краснодаре, 31 – в Нижнем Новгороде, 14 – в Туле… Так что, наверное, привыкнем…
Фото автора.
А вот что мы рассказывали о Светлане Фефеловой около года назад.
Возвращение на круги своя…
Знаете ли вы, что трамваи в Тагиле ходят почти круглые сутки? Например, «десятка» в будни появляется на остановке «УВЗ» в 5.12 и заканчивает работу на этой конечной далеко за полночь - в 1.22 , отправившись с «Пихтовых гор» в 1.04…
Передышка у трамвайщиков небольшая. На исходе ночи, когда большинство тагильчан видит самые сладкие сны, по городу также мчатся трамваи – дежурные. Они нужны прежде всего для развозки работников трамвайных парков (на Новой Кушве и Вагонке). Но и обычный тагильчанин всего за 14 рублей может в глухой час добраться почти в любую точку города, если такси не по карману.
…Светлана Фефелова живет вместе с мужем на Лебяжке. 15 октября прошлого года она получила удостоверение водителя трамвая в числе первой дюжины выпускников - водителей не готовили лет десять! Как отметил Сергей Шнайдер, заместитель директора МУП «Тагильский трамвай», в этой первой учебной группе подобрались действительно не случайные люди.
Сегодня у Светланы – 15-й маршрут. Она подходит к остановке, чтобы добраться в парк дежурным трамваем, в начале пятого утра. А уже в 5.26 точно по расписанию выезжает вместе с кондуктором в еще не прогретом вагоне из ворот парка на Новой Кушве. За 12-часовой рабочий день Светлана наматывает семь кругов: Новая Кушва – Музей – ГГМ – Музей – Новая Кушва. И каждый круг не похож на другой: разная ситуация на дорогах, разные пассажиры. Да мало ли что еще происходит?
Кому-то это все равно покажется скучным. Но только не Светлане. Об этой профессии она мечтала! Ведь у ее мамы Ирины Николаевны Рововых трамвайный стаж - почти полтора десятка лет. Да, в кризис уходила на какое-то время - не платили зарплату. Но… не выдержала без трамвая, и все вернулось на круги своя. Еще когда обучалась профессии водителя в бывшем ТУ-104, бывало, брала с собой маленькую дочь.
- Как только в прошлом году начали набирать группу, я сразу же пошла в водители, - говорит Светлана. – Собрались люди разного возраста - от 20 до 40 лет, в том числе двое мужчин. Изучали устройство трамвая с точки зрения физики, химии, возможные неисправности вагонов и оборудования, правила дорожного движения, особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях … Сдали кучу зачетов. Кстати, водитель должен уметь самостоятельно устранить возникшие на линии простейшие неисправности.
Но самое интересное началось, когда курсантам предстояло впервые в жизни сдвинуть с места «КТМ» (усть-катавский трамвай), а это почти 20-тонная махина. Сначала ездили по парку на Новой Кушве.
- У меня особого волнения не было, - вспоминает Светлана. – Показали - и я поехала!
А затем – полтора месяца поездок по городу под присмотром наставников – Надежды Перевозкиной, Татьяны Кройтор.
Постепенно научились и переключать стрелки, не выходя из кабины. Это при вождении особое искусство! Хотя поначалу казалось: лучше уже ломиком. Вроде бы проще!
В ГИБДД сдали экзамены на категории С и D – как на грузовик и автобус.
- Гаишник в кабине сидел рядом?
- В ГАИ - только теория, - поясняет Светлана. – А вождение у нас принимали наши, парковские.
Светлана стала водителем в тот момент, когда в городе усилилось внимание к трамваю. Даже некоторые участки отремонтировали. Каковы же впечатления от новых путей на Вые и Красном Камне?
- Просто летишь! Этого «бу-бу-бух» нет. Еще бы заменили рельсы на проспекте Ленина.
- А где еще участки, где быстро ехать нельзя?
- Например, есть такой на Гальянке – 4-й микрорайон, ограничение - от 5 до 10 километров в час.
Повезло выпуску Светланы вот еще в чем. В Нижнем Тагиле появилось полтора десятка новых уралтрансмашевских трамваев. Иногда видишь: водитель там в современной кабине конфеткой подкрепляется. А то и губки подкрасит. Все-таки женщины!
- Руки-то в новых трамваях свободны! – с улыбкой комментирует Светлана.
И все-таки старые «катээмы» в чем-то ей нравятся больше: там сами сиденья подогреваются. Да и при торможении «КТМ» легче вывести из юза.
Не смогли обойти и самую больную для трамвайщиков (конечно, после низкой зарплаты) тему: движение в городе все интенсивнее, и по правилам автомобилисты трамвай должны «уважать», как кавалер – даму…
- Что вы? Не пропускают! До такой степени некоторые наглые стали, - говорит Светлана. - Атакуют со всех углов. Могут и с левой стороны обогнать, не показать маневр поворотником и повернуть. Прямо перед самым вагоном!
- А ваши коллеги просто терпеливо ждут. И подчас уже не трезвонят.
- Сигналить бесполезно!
- А еще минусы профессии?
- Погодные условия. Зимой очень тяжело работать.
Однако свои издержки есть в любой профессии. Светлана получает главное: ей надо, чтобы все вокруг двигалось, вертелось… Может, еще потому, что и папа - водитель автобуса? А потому, она больше обращает внимание на плюсы работы вагонвожатым:
- Очень красиво рано утром. Город начинает просыпаться. Все потихоньку выезжают. И это все на твоих глазах!
Кстати, бывает, мама и дочь встречаются на своих маршрутах. Произошло это и сегодня.
- На «Музее», - с теплотой вспоминает Светлана. - Я поворачиваю на Гальянку. А она по «тройке» навстречу едет с Островского. Оказались как раз друг напротив друга… Ручкой помашешь, улыбнешься – и настроение повышается!..
Фото автора.