Накануне Дня работника сельского хозяйства, который, по традиции, отмечается во второе воскресенье октября, мы решили рассказать о непростом труде работников животноводческой сферы в лицах. Показать портреты современного руководителя, ученого, рядового животновода. Возможность встретиться с каждым из них на рабочем месте нам предоставило руководство агрокомплекса «Горноуральский».
Санкции – не помеха
С него как раз-таки и начнем: с директора предприятия Сергея Геннадьевича Бурдакова, занятого, но всегда открытого для общения с прессой руководителя. Этот человек, посвятивший животноводству значительную часть жизни, объехал едва ли не полмира, исследуя в каждой отдельно взятой стране способы ведения сельского хозяйства, традиции в сфере свиноводства, способы выстраивания эффективного менеджмента и взаимодействия с потребителями.
- В отличие от России, в странах Европы, а также Северной Америки больше распространены фермерские хозяйства, - отмечает Сергей Бурдаков. – Однако практика показывает, что в экономически сложные для России времена в нашей стране способны выжить в основном только крупные сельхозпредприятия. Так было и в 1990-е, и в 2000-е годы. Особенно большие потери свиноводство, в первую очередь малые предприятия, понесло в 2013 году, после вступления России в ВТО, в результате которого пошлина на ввоз свинины в рамках квоты была снижена с 15 процентов до нуля, и на наш рынок хлынул огромный поток дешевой импортной свинины, цены на которую сразу упали на 30 – 40 процентов. Мы смогли выжить и, что особенно значимо, сохранить объемы производства на уровне не ниже прежнего благодаря субсидиям от государства, а также нашему членству в холдинге, который способен обеспечить нас всем необходимым. В частности, кормами и оборудованием, которые мы регулярно получаем, независимо от ситуации извне.
Сергей Бурдаков – человек, привыкший держать руку на пульсе, умеющий предвидеть развитие событий и вовремя предпринимать меры.Способность оценивать риски, видеть перспективные стороны развития производства, перенимать нужный опыт и отсеивать лишний – все эти качества помогают ему выстраивать современное производство, отвечающее потребностям потребителя.
Например, в плане качества и категории свинины. Поскольку оптимальной для покупателя является продукт второй категории – достаточно постное, но при этом мягкое и сочное мясо, то решено было направить все средства на освоение этой категории. В 2009 году на агрокомплексе начался постепенный перевод с российской ижевской породы на импортную голландскую генетику. Ежегодно сюда завозятся хряки из Голландии и Франции. Это затратно, но по-другому никак. Такая генетика позволяет не только получать свинину нужной категории, но и увеличивать количество поросят до 14 в одном приплоде. А также сократить время выращивания свиней с 200 до 165 дней. Эти цифры – период времени до забоя свиньи, в течение которого она набирает нужные 105 килограммов веса.
В том самом 2009 году Сергей Бурдаков и пришел на должность руководителя агрокомплекса. Помимо вопросов о том, как получить более качественную свинину в большем объеме, он вплотную занялся проблемами реконструкции, которая велась здесь с середины 2000-х годов. Упор был сделан на немецкого производителя современной сельскохозяйственной техники. Несмотря на грянувший в 2009 году мировой финансовый кризис, реконструкция не была остановлена и даже не переориентирована на отечественного поставщика.
- К сожалению, в последние годы наша страна отстает по многим направлениям развития свиноводства, - говорит Сергей Бурдаков. – Это касается не только технической составляющей и генетики, но даже кормов и ветеринарных препаратов. У нас сравнительно недавно появился первый в России селекционный центр, который еще только начал заниматься развитием отечественной генетики. Нужного нам уровня он, наверное, не достигнет и к 2020 году.
Несмотря на такую практически полную зависимость от импортной составляющей производства, агрокомплекс не потерпел серьезного ущерба и в период второй волны кризиса, во время санкций и падения курса рубля. Тем не менее, вопросы импортозамещения перед предприятием все же стоят и решаются по мере возможности.
Сергей Бурдаков – предприниматель от Бога. В своей деятельности он руководствуется не только личным опытом зарубежных поездок, но и опытом прошлых лет, советских и постсоветских времен. Тогда путь к потребителю был намного проще – через ярмарки сельскохозяйственной продукции.
- Сейчас мы реализуем свинину, в основном, на предприятия по производству колбас и розничной торговли. Сегодня ярмарки - редкое явление. В былые времена они проводились регулярно, в определенное время, в одном и том же месте. Там велась торговля мясной продукцией. Люди знали об этих ярмарках и приезжали со всего города. Ведь они понимали, что в качестве продукции, которую они получали напрямую от производителей, без посредников, они могли быть уверены. Мы ездили торговать не только в Тагил, но и в Екатеринбург, на улицу Пушкина, это было выгодно и нам, и покупателям.
Новое слово в науке
Наш следующий герой – человек, который аккумулирует накопленный до него опыт с другой целью: сказать новое слово в науке. Я говорю о кандидате сельскохозяйственных наук, заслуженном зоотехнике России Валерии Владимировиче Пономареве, который работает на агрокомплексе в должности заместителя директора по производству. Наибольший вклад в развитие сельского хозяйства он внес в 1980 годы – вскоре после того, как окончил Пермский сельскохозяйственный институт и устроился на Пермский свинокомплекс. Он увлеченно занимался научной работой по технологии выращивания племенного ремонтного молодняка, исследовал параметры и причины интенсивности его роста. В результате пришел к выводу, что прямое влияние на воспроизводительные способности молодняка оказывает включение в рацион грубых кормов с повышенным содержанием клетчатки. До этого такой подход к кормлению использовался в условиях некоторых небольших свиноферм, однако на уровне промышленного свиноводства это было новым словом. На эту тему Валерий Пономарев защитил кандидатскую диссертацию во Всероссийском институте кормов.
Ученый проводил многосторонние исследования на площадке Пермского свинокомплекса. Этому способствовал совет молодых специалистов, организованный на предприятии и оказывавший всемерную поддержку молодежи. Грубые корма были успешно внедрены, и результат оправдал ожидания ученого – прирост поголовья скота стал ощутимым.
- Сейчас, спустя почти 30 лет, применяются уже совершенно иные технологии по содержанию и кормлению, генетика уже совсем другая, - говорит Валерий Пономарев. – Но исследования по клетчатке актуальны и в наше время.
Помимо плодотворной практической работы он публиковал научные статьи в специальной периодической литературе, участвовал в научно-практических конференциях, проходивших в различных регионах России, обменивался опытом с коллегами из смежных сфер деятельности, принимал участие в совместных разработках. В частности, в разработке ГОСТов по бонитировке (комплексной оценке племенного стада. – Ред.), проходившей под эгидой Всероссийского института племенного дела.
Наш герой продолжает научную деятельность в Горноуральском – проводит замену маточного стада, ставит эксперименты по введению комбикорма. Каждое нововведение проходит апробацию, и только после этого поступает в производство.
«Жалеть их нельзя»
Еще один портрет работника сельского хозяйства – в лице Ольги Александровны Горевой, оператора по кормлению свиней. Чтобы познакомиться с ней и ее работой, нам нужно добраться до цеха откорма, где установлен современный сектор, отвечающий новейшим техническим требованиям к кормлению свиней. На нас надевают белые халаты – санитарные нормы должны соблюдаться в обязательном порядке. И предупреждают, что запах в секторе такой въедливый, что дома у нас сегодня предстоит большая стирка. Вся одежда впитает в себя стойкий аромат навоза, и халат от него не спасет, ведь свиной навоз – лидер по содержанию аммиака и сероводорода. Ну что ж, деваться некуда. Другие ведь могут работать здесь целыми днями.
Как, например, Ольга Горева, продолжительность рабочего дня которой – 12 часов. В ее ведении – более 740 голов свиней,рассортированных группами внутри одного сектора.Свиньи едят из кормушки, в которую корм подается автоматически.
- Я только слежу за тем, чтобы система не давала сбоя, чтобы все параметры были соблюдены. Причем не только по кормлению, но и по вытяжке и приточке воздуха, наличию воды и чистоте в помещении. В мои обязанности входит своевременно выявлять больных и изолировать их от основного стада. Свиньи сами устанавливают в своем доме порядок. Там, где вода, они устраивают туалет, а где сухо, там место для сна. За несколько лет моей работы я научилась легко понимать их потребности и состояние. Каждая свинья проявляет характер. Посмотрите, они все разные. У этого маленькая морда, у этого – вытянутая. Есть и любимчики. Это Рыжулька, по окрасу она не похожа на всех остальных свиней.
Ольга Александровна заботится о них три месяца, а потом ее питомцы идут на убой.
- Жалеть их нельзя, а то работать не сможешь, - говорит она.
Вот тебе и стрессоустойчивость работника сельского хозяйства. По-моему, это посерьезнее любого другого стресса в условиях крупного города.
Елена ПЕШКОВА.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.