В разработку поступил нормативный акт, снимающий ныне существующие ограничения на оформление магазинных ценников. Если законопроект Минпромторга будет принят, то официальный ценник может стать еще одним из механизмов рекламы, а не просто источником информации о стоимости товара.
Авторы законопроекта предполагают, что те требования, которые применяются к ценникам сейчас, морально устарели и могут быть отменены без какого-либо ущерба для прав потребителя. Сейчас продавец обязан маркировать официальный ценник или печатью магазина, или же подписью материально ответственного лица.
В качестве возможных альтернатив традиционным ценникам называют электронные табло, грифельные доски и специальные стенды, которые будут более активно побуждать покупателей к приобретению товаров. Предлагаемые поправки могут быть внесены в федеральные правила продажи товаров уже в декабре этого года.
«ТР» не раз поднимал проблему цен и ценников в тагильских магазинах. Чуть ли не каждый тагильчанин попадал в ситуацию, когда брал товар по одной цене, а на кассе она оказывалась совершенно иной, естественно, выше. Что изменится, если ценники станут «свободными»? Как это повлияет на отношения продавца и покупателя?
Наталья Александровна НЕУСТРОЕВА, воспитатель детского сада:
- На мой взгляд, кто-то таким образом пытается развязать руки торговцам. Как покупатель сможет убедиться в том, что та цена, по которой он приобретает товар, настоящая? Что помешает ушлому продавцу стереть с грифельной доски любую цифру и нарисовать ту, что нравится больше? У подруги детства свекровь всю жизнь проработала в торговле, причем в хлебо-булочных отделах. И никогда от нас не скрывала о своем дополнительном заработке. Предприимчивая тетенька дописывала 10-20 копеек к цене булки хлеба. Обычным покупателям в глаза это не бросалось. В конце смены дама подсчитывала выручку. Пять смен в неделю, четыре недели в месяц. Доход получался небольшой, но стабильный. Я нисколько не придумываю, но эта женщина утверждала, что именно так смогла заработать на отдельную однокомнатную квартиру для сына в центре города.
Алевтина Сергеевна, продавец бакалейного отдела:
- Конечно, слышала про эту инициативу, даже обсудили с коллегами. Хорошее дело, где-то даже написали, что, по мнению экспертов, внешний вид ценников напрямую влияет на предпочтения покупателей и побуждает их купить товар. И, в первую очередь, наших покупателей привлекает цвет. Молочная продукция лучше будет продаваться с ценниками зеленого цвета, морепродукты - голубого, а бытовая техника, химия, в общем, все, что не продукты, уйдут в лет с ценниками красного, оранжевого и синего цветов. А что? Веселые такие картинки получатся.
Валентин Сергеевич НИКОНОВ, пенсионер:
- Вот хитрюги. Уже сейчас могу вам сказать, что цены однозначно только вырастут. Кто-то всерьез считает, что продавцы будут красоту наводить на ценниках? Да цифры они будут пририсовывать. Не сомневаюсь, появится полная вседозволенность. Кто это все проверит? У нас Роспотребнадзор имеет право раз в три года выходить на проверку, чаще нельзя. А чтобы жалобу написать, нужно иметь железные нервы, большой запас терпения и кучу свободного времени. Эх, в очередной раз недобросовестные торгаши наварятся на обычных покупателях!
Олег БОЛОТОВ, автослесарь:
- После этих нововведений цены будут жить сами по себе. У нас и сейчас всякие чудеса происходят. Однажды на кассе в супермаркете, когда кассирша при явном расхождении цены, указанной прямо на товаре (согласитесь, сейчас это большая редкость!), и на отбитом ею чеке, сказала, что никто в этом не виноват. Цены меняются по какой-то там базе, централизованно, и бывает, что несколько раз за день. Что за рационализаторы придумали новую игру в ценники: совпадет - не совпадет или насколько будет выше? Они что, в магазины наши ходят?