Время не стоит на месте. Меняются автомобильные модели, совершенствуется техника. На первый взгляд, все это здорово и хорошо. К сожалению, нередко случается так, что потребители, само того не подозревая, становятся жертвами технического прогресса.
В Нижнетагильский консультационный пункт обратился тагильчанин, который год назад приобрел мопед. Более чем скромный объем двигателя позволял эксплуатировать транспортное средство без регистрации в отделе ГИБДД и без водительского удостоверения. По крайней мере, именно в этом покупателя убедил продавец.
Год мужчина ездил практически без нареканий и проблем. В общем, все было хорошо. До тех пор, пока в один прекрасный момент не возникла спорная ситуация с сотрудниками ГИБДД.
Владельца мопеда остановил сотрудник ДПС. Внимательно изучив имеющиеся документы, заявил, что мопед тагильчанина относится к разряду мотоциклов, так как объем двигателя совершенно другой, а не тот, что указан в инструкции. Естественно, все это влечет штрафные санкции. Прежде всего, штраф за езду на незарегистрированном транспортном средстве, без водительской категории, вплоть до изымания транспортного средства и постановки его на штрафстоянку.
Со стражем порядка долго спорить не пришлось. Арестованный мопед отправился на штрафстоянку. А безлошадный тагильчанин – сначала к продавцу, потом в прокуратуру, ГИБДД и, наконец, к специалистам по защите прав потребителей.
Продавец пояснил, что «он - не при делах: продал то, что имел, а к претензиям ГИБДД никакого отношения не имеет».
Обратился в прокуратуру и в ГИБДД, чтобы получить соответствующие разъяснения: на основании чего были сделаны выводы о том, что малообъемный двигатель (по документам) таковым не является. Итог оказался неутешительным для потребителя. После того, как были проведены исследования технических параметров мопеда, было установлено, что двигатель действительно не соответствует заявленному в документах.
- Такое часто случается, в том числе - в технически сложных товарах, особенно это касается мототранспортных средств, - пояснил спорную ситуацию Александр Башкиров, начальник отдела экспертиз Консультационного пункта. - Точно такой же нюанс часто встречается в лодочных моторах. Допустим, добавляется буквально одна деталь, в итоге меняется объем и мощность двигателя. Таким образом, конструктивные изменения меняют характеристики транспортного средства. Более того, иногда это делается сознательно, чтобы изменить технические характеристики транспортного средства, увеличить его мощность, но не регистрировать. Подчеркну, что такая ситуация очень распространена по лодочным моторам.
- Возможно, и здесь именно так произошло, - продолжает Александр Башкиров. - Удивляет позиция продавца, который заявляет о том, что он ни при чем и спроса с него нет. В данном случае покупатель вообще ни в чем не виноват, он добросовестно приобрел, эксплуатировал транспортное средство. Конечно, предприниматель не прав. С юридической точки зрения, именно он несет предпринимательские риски, когда, до конца не изучив товар, закупает его у поставщика-изготовителя и реализует конечному покупателю-потребителю.
В этой ситуации, конечно же, речь должна идти о том, что, если продавец не владел информацией о технических характеристиках транспортного средства, все же именно он ответственен за тот товар, который продал. Если у потребителя возникли убытки, то это только потому, что была предоставлена недостоверная информация о товаре.
Получив консультации специалистов по защите прав потребителей, тагильчанин предложил продавцу решить вопрос мирно, в добровольном порядке. Предприниматель отказался, настаивая на позиции «я не при делах». Дело дошло до суда. И только там двум сторонам конфликта удалось достигнуть мирового соглашения. Продавец компенсировал стоимость мопеда, выплатил сумму штрафа, которую потребителю насчитали на штрафстоянке ГИБДД, заплатил символическую сумму морального вреда. В свою очередь, мопед стоимостью 32 тысячи рублей был возвращен предпринимателю.
Фото Николая АНТОНОВА.
Александр Башкиров