В 15-20 километрах от Черноисточинска, на горе Оборотной, найдены обломки самолета времен Великой Отечественной войны
Об этом корреспондентам «ТР» рассказал Андрей Потеев, работник ЕВРАЗ НТМК.
То, что на горе находятся обломки самолета, семье тагильчан было известно давно. Старший из Потеевых – Юрий Степанович – узнал о трагедии в 60-х годах. С горы возили лес и наткнулись на фрагменты искореженного металла.
- Разговорился об этом с коллегами на НТМК. Нашелся человек, который одним из первых поднялся на гору после аварии, - говорит Юрий Степанович. - По его словам, самолет разбился еще в 1943 году. На нем летела делегация свердловских директоров. При погибших были обнаружены оружие и сумка с деньгами, все было передано милиции.
О случившемся в газетах не писали – попытались замять, словно ничего и не было. Спустя 72 года Потеевы вновь решили подняться к месту крушения.
- Мы не ожидали увидеть обломки, - признался внук Юрия Степановича Андрей Потеев. – Территория большая, труднопроходимая. Трава - как в джунглях, местами выше головы. К горе ведет небольшая тропинка, по ней, вероятно, ездят лесники. Лес сменяет курумник - каменные глыбы. А на самой вершине растут кедры.
Сначала Потеевы нашли фюзеляж, затем часть движка с редуктором. Дальше, между двух огромных булыжников, лежали цилиндры, стойка от колеса и сам двигатель. Детали разбросаны по всей вершине, поросли мхом.
Вслед за тагильчанами на Оборотной побывали военный авиатехник Максим Машинский и путешественник-экстремал Владимир Рыкшин. По движку удалось установить модель самолета. Ли-2 начали выпускать в СССР в 1938 году по лицензии американской фирмы «Дуглас». Экипаж состоял из четырех человек: двух летчиков, радиста и стюардессы. Самолет мог перевозить до 21 пассажира. Военная модификация Ли-2 отличалась от гражданской наличием бомбодержателей, прицела и оборонительного вооружения. При этом самолет мог использоваться в качестве санитарного, десантного или транспортного.
Во время войны в Тагиле готовили летчиков. Аэродром находился на Гальянке. Но там, объясняет инструктор-методист Нижнетагильского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России Ольга Карпушкина, никогда не было столь серьезной техники. Ли-2, скорее всего, относился не к аэроклубу, а к министерству обороны.
Надо сказать, что это уже третий самолет, который нашли на Урале. В 2012 году недалеко от города Верхние Серги были обнаружены обломки бомбардировщика Б-25. В далеком 1943-м его перегоняли из Америки в Советский Союз по секретной воздушной трасса «Алсиб». До наших дней сохранились только части фюзеляжа и двигателя. Другой разбившийся бомбардировщик был найден в Челябинской области, в горах Таганая. Самолет потерпел крушение 71 год назад во время тренировочного полета.
Вполне возможно, что причиной крушения Ли-2, как и его собратьев по несчастью, могли стать плохая погода, туман.
- Раньше не было серьезных средств навигации. Надеялись только на себя. Чуть отклонился от маршрута и врезался в гору. Она оказалась выше той высоты, на которой должен был лететь самолет, - рассказывает Ольга Карпушкина. - Местные воздушные линии, как правило, пролегают в районе Черноисточинска. Экипаж мог лететь на Пермь – в то время там находилось училище, готовили летчиков, техников.
Самолетом уже заинтересовались в Центральном военном округе. На место крушения приезжали военные инженеры. Они еще раз подтвердили, что разбившийся самолет - Ли-2. Поисковый отряд «Соболь» разыскивает свидетельства катастрофы в архивах Министерства обороны. Как пояснили корреспонденту «ТР», в случае, если тела погибших не были вывезены с горы, будет решаться вопрос о продолжении раскопок и захоронении останков.
- Я надеюсь, что вскоре мы узнаем имена погибших. Для моей семьи это дань памяти тем, кто не вернулся с войны, - говорит Андрей Потеев.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА СЕМЬИ ПОТЕЕВЫХ.