Военные действия Советского Союза против Японии в августе 1945 года стали логическим завершением Второй мировой войны. Они были обусловлены как обязательствами страны перед своими союзниками, так и необходимостью обезопасить дальневосточные границы СССР.
После победы над Германией прошла инспекция советских бронетанковых и механизированных войск, а с июня 1945 года на Дальний Восток потянулись эшелоны с бронетанковой техникой и вооружениями. Часть ее перебрасывали с Западного фронта, однако и с конвейеров предприятий продолжали сходить новые танки и САУ. С конвейера Уральского танкового завода, например, во втором полугодии 1945 года вышло 3343 танка, что составило примерно 70 процентов общего производства танков в Советском Союзе. С учетом двух тысяч машин, изготовленных в июне 1945 года, после окончания Великой Отечественной войны армия получила примерно 6,7 тысячи тагильских «тридцатьчетверок». Часть из них направилась для перевооружения дальневосточных войск. К началу операции против Японии в распоряжении командования трех дальневосточных фронтов имелось 5250 танков и самоходных артиллерийских установок. Кроме «тридцатьчетверок» в их число входили СУ-100 производства Уралмаша (ныне - Уралтрансмаш) и ИСУ -152 производства Челябинского Кировского завода (ныне – ЧТЗ- «Уралтрак»).
В ночь на 9 августа 1945 года началась война с Японией. К началу операции войска СССР имели за плечами большой опыт сражений с немецкой армией, а также превосходили противника по численности. Среди них находились бойцы, в разное время работавшие на Уралвагонзаводе.
В собраниях Выставочного комплекса предприятия сегодня насчитывается 26 персональных наборов хранения участников боевых действий с Японией. Один из них - Илья Яковлевич Морозов, с 1943 года воевавший механиком-водителем в составе Третьей гвардейской танковой армии. Илья Яковлевич до боев на Дальнем Востоке участвовал в освобождении Киева, Львова. Награжден орденами Красной Звезды, Великой Отечественной войны 2-й степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией». С 1947 года он работал инженером в цехе 540.
Другой участник дальневосточной войны - Александр Кондратьевич Литвин, механик-водитель Уральского танкового завода, танкист 9-го мотомехполка. Освобождал Донбасс, Крым, Польшу. Затем - боец Дальневосточного фронта. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией». После демобилизации А.К. Литвин работал в УКБТМ.
Безусловно, танковым войскам отводилась ключевая роль в наступательных операциях. Сложные природные условия (безводная степь, жара до плюс 53 градусов, пески) требовали большого искусства механиков-водителей и хороших тактико-технических характеристик советских танков. Задачи Ставки были выполнены при минимальных потерях: из 5250 танков и САУ только 78 боевых машин были потеряны безвозвратно.
На Тихом океане также проходили масштабные операции. Известен случай потопления в самом конце войны легендарной лодки Л-19 во время форсирования минного заграждения. В числе 64 погибших членов экипажа был Иван Аркадьевич Белоглазов, до войны работавший токарем в механическом цехе №1 Уралвагонзавода. Иван Аркадьевич посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени, его имя размещено на двух памятниках, посвященных героизму моряков лодки Л-19.
Другой подводник, Виктор Алексеевич Преснецов, после окончания военного училища по специальности «моторист подводной лодки» служил и воевал на подлодке «Щука», затем на сторожевом корабле «Метель». Виктор Алексеевич участвовал в шести десантных операциях по блокировке вражеских портов, вернулся с войны в звании старшины первой статьи. После демобилизации работал в цехе 100 сборщиком, затем нормировщиком в цехе 540. Окончил УПИ по специальности инженер-механик, а с 1969 года занимал должность начальника цеха 385. Окончил В. А. Преснецов трудовую деятельность в должности начальника цеха 530. Награжден медалями «Адмирала Нахимова», «За освобождение Кореи», «За победу над Японией».
Акт о капитуляции Японии подписан 2 сентября 1945 года на борту линкора «Миссури». Японская армия была полностью разгромлена.
По советским данным, потери японцев в этой войне составили 84 тысячи человек, взято в плен около 600 тысяч. Потери советской армии оцениваются в 12 тысяч человек. В результате войны СССР вернул в свой состав территории, утраченные ранее Российской империей: южный Сахалин и Курильские острова, а также укрепил политические, стратегические и экономические позиции на Тихом океане.
Советские воины, завершив свой героический путь на полях Маньчжурии и Тихом океане, внесли достойный вклад в летопись боевой славы Отечества.
Светлана НЕЙМЫШЕВА,
сотрудник Выставочного комплекса Уралвагонзавода.
Группа офицеров у памятника подводной лодке Л-19.
Фото из архивов Выставочного комплекса Уралвагонзавода.