Встречи ветеранской организации треста «Востокшахтопроходка» проходят регулярно, но эта – особенная. Во-первых, состоялась она накануне профессионального праздника. Во-вторых, в объективе внимания – женщины-шахтеры. О каждой из них можно слагать стихи и поэмы. Сигналисты, экономисты, машинистки подъема, компрессорщицы, строители… В их руках была не только экономика треста, но и жизнь людей. Женщины, работавшие верой и правдой, не допустили ни одной аварии, ни одного несчастного случая.
Анна Воробьева пришла на предприятие табельщицей. Закончив курсы, работала машинистом подъема. До стажа 35 лет ей не хватило лишь полгода. Энергичная и ответственная Анна Мартюшева начала работать в 1959 году сигналистом. А, будучи машинистом подъема, уже ездила в командировку в Хромтау. Бригада проходчиков поставила всесоюзный рекорд проходки ствола – прошла за месяц свыше 200 метров! Анна Мартюшева получила орден Трудовой славы 2-й степени. Интересный трудовой путь и у Веры Широковских. Она работала сигналистом, машинистом компрессорной установки, скреперистом.
- В начале 70-х нас перевели на Евстюниху. Там увидела новшество: печку мы, сигналисты и скреперисты, уже не чистили. Этим занимались ребята из шахты в резиновых сапогах, в мороз. Жалко было их, - говорит Широковских. – Было сложно, но ничего, работали. До сих пор сны снятся: дернул что-то не то или уже бадья пошла. Иной раз просыпаешься среди ночи.
«Кто важнее: сигналисты или машинисты?» - с этим вопросом главный механик шахты «Магнетитовая» Геннадий Грачев обратился к собравшимся.
- Мы друг без друга не можем, как братья-близнецы, - ответили хором женщины. - Машинист выполняет команды сигналиста. Но зато у него другая ценность: машинист бадью поставит так, что стакан воды не плеснется, аккуратно может людей повезти или так, что дух захватит.
Трест, говорили на встрече, настоящая кузница кадров. Тот, кто работал на шахте, сможет работать на любом предприятии, в любой должности. Поколение наивысшей производительности труда. Ветераны имеют огромный навык и готовы передать свой опыт старшему поколению. А если нужно, признались многие, то и сами могут сесть за рычаги. Шахтерская работа тяжелая, но любимая. Усилиями строителей треста, среди которых была Нина Соколова, больше полувека назад построена шахта «Новосеверная» на Лебяжке. Как все начиналось, не забыла и до сих пор: «Привезли нас, отметили круг, выдали лопаты. Стали копать, углубились. Машин не было, почти все делалось вручную». Антонина Саканцева строила горно-химический комбинат в Красноярске. Его цеха и лаборатории находились в многоуровневой системе туннелей внутри горного массива, на глубине 200-250 метров под землей. Отважные люди были на этой стройке, говорит Саканцева, ответственно относились к делу.
В заботах проходил день за днем. Только выйдя на пенсию, Валентина Гончаренко, оператор и сигналист, обнаружила способности к пению. Сейчас она поет в хоре «Задоринка». Коллеги удивляются: даже не знали, что рядом с ними работает такой талант.
Нина Ефремова попала в Нижний Тагил по распределению. Сначала работала конструктором, потом перешла в сметно-договорный отдел. Довелось поработать и в самой шахте нормировщиком. Оглядываясь назад, жалеет, что рано ушла на пенсию. Коллектив в управлении был прекрасный, можно было поработать и гораздо дольше. Но решила уступить дорогу молодым.
На одной из ветеранских встреч проходчик Иван Толстопятов сказал, что мужчины «Востокшахтопроходки» каждое утро старались идти на работу в наглаженных брюках и начищенных ботинках - как дипломаты. Почему? Хотели выглядеть красивыми перед самыми лучшими, самыми обаятельными женщинами на свете.
- Несмотря на то, что прошло огромное количество лет, душевная красота, доброта, наивысшие человеческие качества в наших женщинах сохранены, - сказал председатель совета ветеранов треста Владимир Горбунов. - Мы вас любим, уважаем, как можем - бережем!
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.
Встреча ветеранов «Востокшахтопроходки».