Виталий Бяков занимается автокроссом с 1995 года. Тогда он впервые выехал на соревнования в качестве механика, а уже на следующий год стал выступать самостоятельно. Недавно он занял второе место в очередном этапе кубка России, а вообще-то в «копилке» его побед более 60 призовых мест различного достоинства. Поэтому было особенно интересно расспросить Виталия об автогонках, развитии автокросса в Тагиле и, конечно, о машинах: где гонщики покупают свои багги (специальные машины для гонок) и на каком автомобиле предпочитают ездить в повседневной жизни…
- За эти годы соревнования по автокроссу претерпели принципиальные изменения или нет?
- В целом, подход не изменился. Но экипировка стала дороже. Впрочем, автокросс и раньше не был дешевым удовольствием, но сегодня участие в соревнованиях обходится в среднем в 50 тысяч рублей. Топливо для гонок стоит 120 рублей за литр, на русских шинах тоже теперь никто не ездит, цена одного колеса – 20 тысяч рублей, а их надо 8. Плюс сам багги. Мой, например, собирали на одном из заводов в Челябинске по моим собственным чертежам.
- А разве нельзя сделать универсальную гоночную машину для всех?
- Гоночный автомобиль как туфли для бегуна. Каждый багги – штучный товар, сделанный под конкретного гонщика, со своими параметрами – база, длина, ширина. Коробка передач - это вообще отдельное произведение искусств. Но есть, конечно, и стандартные требования, технический регламент, который следует исполнять. Например, двигатель должен быть обязательно российский. Цена багги начинается от двухсот тысяч и до бесконечности… Но не всегда дорогая машина значит хорошая. Видел и за 400 тысяч рублей машины довольно неудачные.
- Но если люди готовы вкладывать такие деньги, то это увлечение, видимо, стоит того?
- Знаете, любое хобби, если оно уже выходит на некий профессиональный уровень, уже требует определенных денежных затрат. Другое дело, что автокросс, активно развиваясь в Европе, в Тагиле постепенно приходит в упадок. Сейчас наш город представляют лишь три гонщика. Достойной смены, к сожалению, не растет…
- Но в городе достаточно молодежи, которая любит «погонять»… Может, стоит искать смену среди них?
- Во-первых, мы – не любители погонять. Управляя машиной, я всегда соблюдаю правила дорожного движения и не превышаю скоростной режим. Во-вторых, однажды я был в пригороде, где собираются местные гонщики. Их соревнования меня повергли в уныние: дети, которым нечем заняться. У кого мощнее мотор, тот и выиграл. Несерьезно. У всех наших машин расчетная скорость по прямой дороге – 140 км в час. Чтобы выиграть сложную трассу, с подъемами, спусками и резкими поворотами, при, в целом, равной мощности мотора, надо уметь мгновенно и трезво оценить ситуацию и действовать быстро. Это довольно сложный навык. Я бы сказал, что в автокроссе победа на 50 процентов зависит от машины и на 50 - от того, кто за рулем.
- Почему же не показали «горе-гонщикам» настоящую езду?
- Я уже давно не самоутверждаюсь на дороге. И потом, там где я был, условий для безопасного вождения нет совсем, машины ездят практически по ногам зрителей. Трасса не огорожена. Но, это, наверное, своя культура, и там кто-то чемпион.
Чтобы учиться ездить на багги, принимать участие в соревнованиях нужны вложения. Представляете, приходит ко мне подросток на занятия, а я говорю: нужно двести тысяч на машину. Кто ж согласится? А «школы автокросса», чтобы там было хоть несколько тренировочных машин, у нас нет.
- Кстати, вы сами на какой машине ездите и какую марку считаете оптимальной по соотношению «цена-качество»?
- У меня Dodge pickup, хорошая машина, но не всем нужна такая. Я ее купил, чтобы перевозить свой багги на соревнования. А вообще, для жизни, считаю, весьма удобны машины марки Toyota. Но надо всегда учитывать, у каждого производителя есть свои лидеры продаж и аутсайдеры. Но это тема отдельного разговора.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.
Виталий Бяков.
ФОТО ИЗ АРХИВА БЯКОВА.