Призывы переходить на пластиковые документы, в том числе - медицинские, в связи с объявленной модернизацией лечебной сферы звучат регулярно. Электронный полис уже начал пользоваться популярностью, ведь его удобства очевидны - карта помещается даже в кошельке и изнашивается гораздо меньше своего бумажного собрата.
Но в последнее время тагильчане, решившие получить пластиковый документ, испытали разочарование: в страховых компаниях им сообщили, что в ближайшие месяцы пластиковых карт в наличии не будет: ни для тех, кто впервые меняет полис, ни для тех, кто его потерял и обратился за дубликатом. Наглядный пример того, как нехватка бюджетных средств вернула нас назад в прошлое, заставила уйти от цифры и компьютеров к бумаге.
Расходы на выпуск пластика оказались гораздо выше, чем на производство бумажных полисов. Так, на изготовление и программирование одной карты в прошлом году Федеральный фонд обязательного медицинского страхования тратил около 300 рублей, а теперь - примерно 400. Бумажный же полис, защищенный водяными знаками, обходится государству примерно в 80 рублей.
«Заявки на изготовление электронных полисов Федеральным фондом обязательного медицинского страхования отклонены и в ГОЗНАК не переданы. Учитывая, что вопрос о дальнейшей выдаче электронных полисов на территории Свердловской области окончательно не решен, наша компания не может гарантировать вам изготовление электронных полисов». Такое разъяснение дается на официальных сайтах компаний-страховщиков в Нижнем Тагиле.
- Еще в феврале в соответствии с письмом ТФОМС мы были вынуждены приостановить оформление пластиковых полисов, брали заявки только от тех, кто впервые переоформлял полис старого образца на новый. А уже с 15 мая вынуждены выдавать только бумажные. С ними проблем нет, получают все желающие, - рассказала директор филиала СМК «Астрамед-МС» в Нижнем Тагиле Светлана Трухина. – Думаю, ограничения связаны с финансовыми проблемами: жители не платят за выпуск пластиковых карт, а для государства процедура стала накладной.
– Тут еще такой нюанс, - продолжает Светлана Александровна, - в электронный документ просто так изменения не внесешь, а теперь один раз в год каждый гражданин может поменять страховую медицинскую компанию. Чтобы название новой СМК появилось на электронном полисе, требуется его очередная замена или обработка на специальном оборудовании. Оно дорогое. Между тем, по закону, для гражданина нет никакой разницы, бумажный у него полис или пластиковый электронный.
Самое обидное, что многие из счастливчиков, кто прежде получал пластиковый документ, относились к нему неаккуратно: теряли, ломали и т. д. Затем получали повторно. Ответственности за порчу никакой не предусмотрено, вот и вынуждено государство снова и снова тратить средства на замену.
Сегодня на руках у жителей Свердловской области более двух миллионов электронных медицинских полисов. Отныне их владельцы при утрате документа взамен будут получать бумажный. Это снизит бюджетные затраты и, возможно, научит граждан бережнее относиться к медицинским полисам.
Напомним, электронные полисы введены в России с 2011 года и призваны обеспечивать оперативное взаимодействие пациентов с лечебными учреждениями.
Предполагалось, что с модернизацией здравоохранения во всех поликлиниках и больницах появятся новые информационные ресурсы, которые смогут принимать электронные полисы: приходит человек в медучреждение, вставляет пластиковую карточку в инфомат - и на экране сразу высвечиваются все его данные. Можно быстро, не вводя лишней информации (фамилию, номер полиса), записаться к врачу.
Так задумано. Однако, сегодня, пожалуй, только одна тагильская городская поликлиника №4 по улице Новострой в полном объеме обеспечена оборудованием для работы с пациентами, у которых на руках электронные полисы. Пока получается: с бумажными – пациентам даже спокойнее.
Между тем, бумажные полисы нового образца будут действовать всегда: сроков их отмены не установлено.
Тем, кому повезло стать обладателями электронной карты, нужно относиться к ней бережнее. Когда вернутся пластиковые документы, неизвестно.