Лекарства дорожают быстрее продуктов и стоимости коммунальных услуг: темпы роста цен на таблетки, инъекции, микстуры и медтехнику в последнее время стали превосходить скорость инфляции.
В тагильских аптеках удорожание препаратов сейчас имеет вялотекущий характер, без резких скачков, примерно, на 5-10 рублей в неделю. И все же, за последние три месяца, по примерным подсчетам фармацевтов, среднестатистическая семья стала тратить на лекарства на 15-20 % больше, в том числе на 0,3 - 4% выросли цены на контролируемые государством препараты из списка жизненно важных. А на дешевый сегмент, который особенно важен для пожилых людей, для определенных социальных слоев, цены повысились в 6-10 раз.
Чего ожидать от ценника на таблетки с января 2015-го? Отвечая журналисту на этот вопрос, руководители сразу трех аптек: в центре города, на Красном Камне, Дзержинском районе, заметили, «опасаться нужно не столько перспектив взлета стоимости таблеток, сколько возможного дефицита лекарств, как импортных, так и российских. Год дорабатываем на прежних контрактах, а будут ли новые, и на каких условиях, невозможно предположить».
Ценам стоять не прикажешь
Еще в сентябре лечение самого распространенного случая - неосложненной простуды (жаропонижающее, капли в нос, антисептик для горла, плюс витамины) у одного пациента обходилось, примерно, в 1 200 рублей, то в декабре – 1 450. Когда больному прописан антибиотик, выход из ОРЗ обходится на 700 -1 300 рублей дороже.
И если импортные лекарства выросли в цене из-за роста курса валют, то накрутка на отечественные лекарства, видимо, происходит просто на общем фоне подорожания.
В одной из аптек на первом этаже жилого дома по улице Карла Маркса, как и во всех других подобных учреждениях города, витрины заполнены под завязку. Здесь даже не допускают мысли о возможности надвигающегося дефицита.
С ценами на препараты, разумеется, свистопляска. В соседней аптеке что-то дороже, что-то дешевле. Но к отсутствию единой ценовой политики в нашей фармакологии рядовой потребитель давно привык.
- На самом деле, устанавливать любые цены мы не можем. Все аптеки Свердловской области работают на основании регионального приказа, который не позволяет продавать препараты выше чем с 27-процентной надбавкой, - рассказывает девушка-фармацевт,- но чаще всего мы столько и не накручиваем. Ограничиваемся, в среднем, 17-18% сверх размера закупа. Хотели бы продать дороже, но не выходит: слишком велика конкуренция в городе. Покупатель сейчас грамотный – не ленится изучать, где, сколько стоят одни и те же препараты, а только затем приобретать.
- Смысла нет делать максимальную наценку, товар перестанут брать, - продолжает собеседница. - Кроме того, многие сегодня останавливают выбор на более дешевых аналогах дорогостоящих зарубежных лекарственных средств: потребители постепенно переходят на дженерики.
Одна из покупательниц вступает в наш разговор:
- Перед тем, как прийти именно в эту аптеку, позвонила в три-четыре других, - делится Анна Сумова. - Недавно доктор прописал мне глазные капли, предупредил, что они недорогие, около 70 рублей. Вот это самое «около», как выяснилось, разнится от 85 рублей за бутылочку до 135-ти. А с нового года, как меня предупредили, придется покупать еще дороже, потому что пока аптеки «съедают» имеющиеся запасы, те, что были закуплены до того, как рубль упал и начались разного рода санкции протии России.
«Заморозить» или дотировать
Понятно, что после Нового года фармпредприятия начнут заключать договоры на поставку препаратов по ценам, привязанным к действующему валютному курсу. Рост цен коснется не только иностранных, но и отечественных лекарств. Местные производители в большей степени, чем иностранные, страдают от повышения стоимости кредитов, а без заемных средств сегодня практически ни одно производство не обходится. Тем более, что весь ассортимент российских лекарственных средств изготавливается из импортного сырья: и активное вещество, и все сопутствующие ингредиенты, вплоть до крахмала, закупаются за рубежом, и не за рубли.
Государство пытается вмешаться в этот процесс. Буквально на днях «Российская газета» рассказала о законопроекте "Об обращении лекарственных средств", который в настоящее время рассматривается Госдумой. Ожидается, что уже до конца декабря появятся поправки, согласно которым правительство сможет устанавливать предельные цены на все лекарственные препараты.
Точной методики действий пока нет, но предполагается, что вначале государство будет анализировать цены на лекарства за рубежом и, исходя из этого анализа, устанавливать ценовой потолок для лекарственных препаратов внутри России. Причем индексация стоимости отечественной упаковки будет больше, чем находящейся в более высокой ценовой категории импортной. Таков один из законов экономики: дешевое дорожает быстрее дорогого.
Люди, много лет работающие на фармрынке нашего города, уверены, что введение тотального контроля за ценообразованием таблеток вряд ли осуществимо технически, а порядок на лекарственном рынке надо наводить другими способами.
- Тенденции в отрасли очень странные, - рассказали нам в аптеке «Центральная». - Как можно регулировать цены на лекарства, если 70 процентов ассортимента - это импорт, а с курсами валют сами видите, что происходит? Возможно, начнут ограничивать в ценообразовании заводы-производители.
Возможно ли подобное на деле? Допустим, сейчас одно из уральских фармпредприятий выпускает аспирин по отпускной цене - 100 рублей за килограмм. С января 2015-го завод не сможет сохранить указанную стоимость товара, поскольку поднимается плата за все: электричество, коммуналку, ГСМ, вырастут зарплата, объем выплачиваемых налогов. Эти затраты, по закону, заложены в себестоимость товара. Значит, после Нового года аспирин начнут отпускать оптовикам уже не за 100, а 200 рублей за килограмм.
Запретить производителям увеличивать размеры себестоимости нельзя, а если даже государство пойдет на это, то, чтобы не разориться, фармацевтические заводы просто откажутся от невыгодных контрактов и займутся теми, что приносят доход.
Специалисты говорят, что вместо «заморозки» отпускных цен нужно государственное дотирование местных фармпроизводителей. Но где взять деньги?
Прогнозы делать пока никто не берется. Все зависит от того, какой уровень предельных наценок установит на лекарства правительство. В случае, если фармкомпании решат, что он слишком низкий, возможно, что какие-то лекарства исчезнут из продажи.