Блоги
Мифология материнства
Основное отличие женщины — природное, биологическое и социально значимое — способность к продолжению рода, к вынашиванию и рождению ребенка, ее способность быть матерью. Именно это и стало основой создания мифа о матери. Миф – это не сказка-выдумка, а некий ментальный образ, закрепившийся в коллективном сознании.
Образ матери на начальной стадии был связан, прежде всего, с природой. Палеолитические статуэтки, возраст которых насчитывает более 300 тысяч лет, считаются самыми ранними символами плодородия. Несмотря на то, что многие предания о сотворении мира представляют Творца мужчиной, возможно, что им предшествовали верования в Богиню-Мать, олицетворяющую саму животворящую силу природы.
Поэт Гесиод (около 700 г. до н.э.), систематизировавший греческую мифологию, поместил Гею — Мать-Землю — в самое начало генеалогии богов как Мать всего сущего, первопричину, самую старшую из всех богов греческого пантеона.
- Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней, - повествуют о ней мифы Древней Греции. Ею были рождены не только все боги, но и первый человек.
Широкое распространение почитание женских, материнских культов получило в язычестве на Руси. Все женские персонажи в славянской мифологии, по сути, сводятся к единому синкретичному образу — образу Великой Богини-Матери, Матери-земли, или иначе - к Матери сырой земле. Это имя встречается во многих былинах и пословицах. Она, в наиболее древних вариантах, — источник всего сущего, рождающее начало. Поскольку она считалась воплощением воспроизводящей силы природы, ее уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожай, кормила людей, помогала продолжить род. Поэтому в заговорах часто употреблялась формула: «Земля — мать, небо — отец».
Мать сыра земля - живое существо, женщина, испытывающая чувства, переживающая различные эмоции. Она кормилица и заступница, лелеющая своих детей и наказывающая их врагов. Она способна испытывать жалость, она скорбит по своим павшим на поле брани сыновьям.
В христианской культуре России женское начало также занимает достаточно важное место. Женский лик имеет сама христианская церковь — Мать-заступница за мучеников веры, утешительница. Исключительное место занимает, конечно, образ Богородицы. Внешним проявлением такого положения может быть хотя бы тот факт, что наиболее почитаемой и любимой иконой на Руси была икона Божией Матери.
Все прежние представления о Богине-Матери органично вливаются в образ христианской Богородицы. Матерь Божья есть защитница православных и от внешних врагов. Ее почитали как охранительницу производящего начала. Отголоском древнего культа Матери сырой земли является и обычай перед началом сева ставить в лукошко с семенами икону пресвятой Богородицы: считалось, что зерно после этого приобретало дополнительную силу.
В XX веке лик Богини-Матери отчасти вытеснился ликом Родины-Матери. Ее образ воплощен в монументальной скульптуре на героическом Мамаевом кургане. Каким будет миф материнства в XXI веке – мы пока не знаем. Современные реалии меняют гендерные роли, женщина воспринимается не как только мать детей, но и как карьеристка, успешная в своем деле. Но важно помнить: архетип материнства не растворился. Мы сейчас несем в себе образы, созданные еще 300 тысяч лет назад.
Образ матери на начальной стадии был связан, прежде всего, с природой. Палеолитические статуэтки, возраст которых насчитывает более 300 тысяч лет, считаются самыми ранними символами плодородия. Несмотря на то, что многие предания о сотворении мира представляют Творца мужчиной, возможно, что им предшествовали верования в Богиню-Мать, олицетворяющую саму животворящую силу природы.
Поэт Гесиод (около 700 г. до н.э.), систематизировавший греческую мифологию, поместил Гею — Мать-Землю — в самое начало генеалогии богов как Мать всего сущего, первопричину, самую старшую из всех богов греческого пантеона.
- Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней, - повествуют о ней мифы Древней Греции. Ею были рождены не только все боги, но и первый человек.
Широкое распространение почитание женских, материнских культов получило в язычестве на Руси. Все женские персонажи в славянской мифологии, по сути, сводятся к единому синкретичному образу — образу Великой Богини-Матери, Матери-земли, или иначе - к Матери сырой земле. Это имя встречается во многих былинах и пословицах. Она, в наиболее древних вариантах, — источник всего сущего, рождающее начало. Поскольку она считалась воплощением воспроизводящей силы природы, ее уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожай, кормила людей, помогала продолжить род. Поэтому в заговорах часто употреблялась формула: «Земля — мать, небо — отец».
Мать сыра земля - живое существо, женщина, испытывающая чувства, переживающая различные эмоции. Она кормилица и заступница, лелеющая своих детей и наказывающая их врагов. Она способна испытывать жалость, она скорбит по своим павшим на поле брани сыновьям.
В христианской культуре России женское начало также занимает достаточно важное место. Женский лик имеет сама христианская церковь — Мать-заступница за мучеников веры, утешительница. Исключительное место занимает, конечно, образ Богородицы. Внешним проявлением такого положения может быть хотя бы тот факт, что наиболее почитаемой и любимой иконой на Руси была икона Божией Матери.
Все прежние представления о Богине-Матери органично вливаются в образ христианской Богородицы. Матерь Божья есть защитница православных и от внешних врагов. Ее почитали как охранительницу производящего начала. Отголоском древнего культа Матери сырой земли является и обычай перед началом сева ставить в лукошко с семенами икону пресвятой Богородицы: считалось, что зерно после этого приобретало дополнительную силу.
В XX веке лик Богини-Матери отчасти вытеснился ликом Родины-Матери. Ее образ воплощен в монументальной скульптуре на героическом Мамаевом кургане. Каким будет миф материнства в XXI веке – мы пока не знаем. Современные реалии меняют гендерные роли, женщина воспринимается не как только мать детей, но и как карьеристка, успешная в своем деле. Но важно помнить: архетип материнства не растворился. Мы сейчас несем в себе образы, созданные еще 300 тысяч лет назад.