Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
Блоги
Антон Исаев

О техникумах и колледжах замолвите слово
Сегодня пристальное внимание уделяется дошкольному, основному и высшему образованию. Ремонтируются и строятся новые учебные здания, внедряются передовые педагогические технологии, прорабатывается проект студенческого кластера – это все замечательно, полезно и нужно.

Но в системе есть уровень, который необоснованно получает намного меньше внимания. Это начальное и среднее профессиональное образование (СПО).

На сегодняшний день в России работает порядка 3,5 тысячи колледжей – тех, что смогли пережить оптимизацию (для сравнения, в 2012 году их было более 5 тысяч).

Сократилось количество колледжей и техникумов в Нижнем Тагиле за счет слияния ссузов. Так например, кулинарное училище вошло в структуру торгово-экономического колледжа, «Самородок» - в НТГПК им. Н.А. Демидова.

Я имел опыт работы в одном из колледжей нашего города и могу уверенно сказать: «Надо срочно поднимать профессиональное образование!»

Училища и техникумы создавались как кузницы рабочих кадров. Современные колледжи эту роль не потеряли – здесь, как и раньше, дают конкретную профессию. Выпускник ссуза имеет реальные навыки работы.

При этом потребность в квалифицированных рабочих руках постоянна. Казалось бы, спрос рождает предложение: колледжи выпускают специалистов, которых уже ждут на производствах. Отчасти так оно и есть. Наши градообразующие предприятия ежегодно принимают на практику, а затем и трудоустраивают вчерашних студентов.

«За последние годы при росте обучающихся в государственных и муниципальных организациях СПО численность преподавателей данных организаций существенно снизилась. Эта картина усугубляется возрастной структурой кадров. Доля молодых преподавателей (до 35 лет) в общей численности преподавательского состава находится на уровне 25%, т.е. только четверть преподавательского состава организаций СПО обеспечивает обновление кадрового потенциала системы», пишет «Вестник образования».

Причина этого – относительно невысокие зарплаты преподавателей и мастеров. Знаю несколько случаев, когда педагоги уходили из колледжей работать в школу, где получали в полтора-два раза больше. Программа по повышению заработной платы преподавателей СПО реализуется, ее задача – довести уровень дохода педагога до средней по региону. Еще одна боль – финансирование. Колледжи и техникумы являются государственными учреждениями.

«Из-за низкой финансовой поддержки руководство колледжей не может позволить себе не только ремонт изношенных зданий, многие из которых, кстати, не обновлялись с советских времен, но и обновление материально-технической базы», продолжает «Вестник образования».

Поэтому руководство учреждений НПО и СПО пытается максимально увеличить внебюджетные доходы. Мастер-классы, дополнительные образовательные услуги, даже субаренда помещений – так колледжи пытаются заработать.

И в конце несколько слов о контингенте студентов.

Как известно, в колледж можно поступить после 9-го класса. Причем при поступлении абитуриенту не всегда надо сдавать вступительные экзамены. Часть выпускников школ идут в колледжи не потому, что хотят получить конкретную профессию, а чтобы не сдавать единый госэкзамен в 11 классе. Также те, кто провалил ЕГЭ.

Не спорю, есть молодые люди, которые целенаправленно поступают в колледжи и техникумы. И зачастую именно они и добиваются больших успехов на производстве или сфере услуг, нежели специалисты-выпускники вузов.