Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
Блоги

Молодое короткометражное кино в России. О чем оно?
Короткометражное кино иногда раскрывает такие темы, которые «длинные» фильмы, кажется, даже не затрагивают. Именно короткий метр чаще можно назвать авторским и независимым, а значит – более свободным в показе и оценке окружающей действительности.

Удивительное разнообразие сюжетов, поставленных вопросов представил 9-й Всероссийский фестиваль авторских короткометражных фильмов «АртКино», который проходил в конце апреля в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Жюри фестиваля, организованного творческим объединением «Мир искусства» и киноклубом «Артерия Кино» (Москва), отобрало 23 лучших фильма для показа на различных площадках страны. Нижнетагильский музей выбран в качестве такой площадки благодаря сотрудничеству с центром «Русский музей: виртуальный филиал».

Картины продолжительностью до 35 минут были разделены на четыре конкурсные программы, условно и символично названные «Красное», «Желтое», «Синее» и «Белое». Каждый зритель мог оценить просмотренный фильм по пятибалльной шкале. Оценки определенного фильма иногда были противоречивыми: один зритель ставил картине «5», а другой – «1»…

Фестиваль «АртКино» очень «молодой»: в нем принимают участие студенты киношкол, киномастерских, молодые независимые режиссеры. Многие из них только учатся, постигают азы режиссуры, монтажа, операторской работы. Они отрабатывают приемы, формируют и шлифуют свое мастерство. Безусловно, опытный зритель, привыкший к коммерческому и качественному длинному метру, хорошо видит ученические моменты, отмечает небольшие материальные затраты на съемку некоторых короткометражек. Но, с другой стороны, его подкупает особая искренность, непосредственность и смелость киноработ.

Какие же проблемы современного общества волнуют молодое авторское кино в России? С особым трагизмом и непреодолимой безысходностью, столь свойственной независимым отечественным фильмам, картина «Закат» Андрея Анненского констатирует горькую истину: личный успех и выживание в большом городе основаны на отказе от моральных норм и ценностей. Главная героиня становится успешным риелтором, срастается с коррумпированным и бездушным миром продаж. Но перед этим безуспешно пытается помочь умирающему художнику, на трагедии которого можно хорошо заработать.

Судьба творческой личности – лишней и ненужной – поднимается в красивой и солнечной ленте «Спиридон». Он – художник-керамист, живущей какой-то блаженной жизнью в заброшенной и разваливающейся некогда государственной мастерской. Каждый день создает и продает за бесценок свои произведения, планирует сделать нечто выдающееся, но неожиданно во всех аварийных домах отключают электричество, и деваться Спиридону больше некуда. Между прочим, в другом «коротком» фильме именно творчество становится ключиком к счастью и долголетию. Режиссер и журналист Елена Погребижская задается вопросом: есть ли «Жизнь после пенсии?». Ее герой Павел Владимирович Московский, в прошлом видный советский чиновник по вопросам кино, ясно мыслит и продолжает жить. Причина этого, по мнению Елены Погребижской, очень проста и даже банальна – он созидает, занимается творчеством и стремится быть с кем-то, не боится любить.

Фестиваль «АртКино» представил фильмы, авторы которых стараются разобраться в истории родной страны, осознать ее. Попытка как-то оценить, проанализировать годы «ежовщины» была сделана Равилем Валиевым в картине «Отец». А лента Нины Ведмицкой «Невыученный урок» фантастично и трогательно связала судьбы двух донецких мальчиков из одной школы, попавших под обстрел. Правда, один живет в Донецке в 2014-м, а другой в Сталино в 1941 году. «Мы что, не победили?» - спрашивает мальчик из 1941-го. «Нет, победили, но они почему-то вернулись», - отвечает герой из нашего времени.

Картины на подобные нелегкие темы соседствуют с романтичными («Регистраторша») и гротескными («Рубашка») комедиями или атмосферными, во всех смыслах художественными фильмами о чем-то личном. Картина «Забытое» Александра Королева говорит о том, как просто забывается ценность человека, который всегда рядом, и как эту, кажется, вечную и уже поднадоевшую близость легко потерять. А фильм «Я закрываю глаза» отправляет нас в светлое и одинокое путешествие человеческой души, ищущей смысл и последнюю надежду. Такое же, но жуткое и хаотичное странствие совершает душа героя в ленте «Бобок», отсылающей к знаменитому фантастическому рассказу Ф.М. Достоевского и воссоздающей пространство кошмарного сна перед окончательной смертью.

Каждый творец, претендующий или нет на величие, вкладывает в свое создание частичку души. Некоторые фильмы фестиваля «АртКино» сняты совсем молодыми режиссерами, где-то допускающими небольшие технические ошибки. Но именно их работы заставляют сопереживать, хватают на крючок своей искренности и злободневности. Любая лента демонстрирует неравнодушие автора, желание высказаться. И здесь уже на первый план выходит наше право зрителей – прислушиваться к этому высказыванию или нет.