Блоги
Хамство на работе… Проглотить ?
На заре журналистской профессии мне довелось готовить материал о бригадире зуборезчиков на прославленном в СССР заводе «Уралмаш» - Герое Социалистического Труда Александре Храмцове. Так вот, всю жизнь помню его слова: «Идти на работу каждый день с радостью – это счастье, и я вам этого желаю». Идти на работу с хорошим настроением – это, правда, счастье, впрочем, как и возвращаться с радостью домой – тоже.
Выбрав однажды дело всей жизни, мы стараемся быть ему верны, порой вопреки многим издержкам профессии - появлению, допустим, огромной отчетности, кадровым и структурным перестановкам, частым изменениям юридических норм и правил, компьютерных программ и так далее. Бывает, что проблемы на работе выматывают до полного упадка сил, однако проходит день-два, и заковыристые проблемы решаются.
Желание с радостью ходить на работу чаще всего отбивают не издержки профессии, а тот самый «человеческий фактор», который иногда может быть разрушительнее битвы экстрасенсов. Допустим, вчера вы допустили в работе небольшой косяк – скажите положа руку на сердце: у кого не бывает досадных грешков, кто идеален? Поезд под откос от вашей ошибки не пойдет, и ракета в космосе, точно, не взорвется. Но у начальника с утра плохое настроение: может, жена испортила, может, язва желудка ночью спать не давала. Разбор «полета» он начинает с повышенного и грубого тона, причем делает это в присутствии коллег. Оправдываться в таких случаях даже опытному и авторитетному в коллективе специалисту неудобно, не то что молодому. Ошибка в бумагах исправлена в два счета, а настроение испорчено на весь день. «Да ладно, не переживай! - утешают коллеги. – Скажи спасибо, что премии не лишил и матом не ругался».
Конечно, это не типичный случай, и большинство современных руководителей, к счастью, умеет работать с персоналом: уважительно, конструктивно, дипломатично, без пара. Иногда невыносимой жизнь на работе делает совершенно рядовой сотрудник, не имеющий никаких особых регалий.
Вот молодая женщина только что вышла из декретного отпуска. Понятно, что за три года перерыва она потеряла какую-то часть своей квалификации. Вернее, еще не знает, что за это время кардинально поменялось компьютерное обеспечение производственного предприятия, появились новые правила в ежемесячном и квартальном планировании – ну время сейчас такое! Но не боги горшки обжигают. И молодой дипломированный инженер (журналист, педагог, бухгалтер, финансист), конечно, наверстает упущенное, его коллеги прекрасно это понимают. Кроме… одной дамы лет сорока пяти, которая не хочет с молодой коллегой здороваться, но считает себя вправе делать ей публично замечания, обращаясь на «ты»: не так сидит на стуле, не так одевается, не так говорит по телефону, и вообще нечего в рабочее время звонить домой или в детский сад (узнавать про здоровье ребенка, по ее понятиям, в рабочее время нельзя даже шепотом). На просьбу заплаканной коллеги быть повежливее, придирчивая сотрудница, сыплет… матом.
Слезы одного человека в кабинете, где трудятся пять человек, моментально отражаются на общей атмосфере, настроение портится у всех. Общаться с коллегой, не придерживающейся элементарных правил этикета, уже никому не хочется, но ради сохранения деловых отношений и хотя бы минимально позитивного микроклимата все вынуждены преодолевать себя и пусть негромко, но все-таки здороваться и общаться по общим рабочим моментам.
Между тем уроки манер дурного поведения продолжаются, утихая лишь в те периоды, когда в кабинете находится начальник. Дамочка бесцеремонно включает громкую музыку в наушниках, мешая работать другим, демонстративно открывает настежь окна, когда в помещении прохладно, и, наоборот, требует закрыть, когда всем душно. И каждый раз… оглушительно хлопает входной дверью. Если это десять раз в течение рабочего дня, то десять ударов. Если двадцать - то двадцать. Коллеги размещают на двери объявление: «Придерживайте дверь! Сильно бьет по мозгам!» И вслух говорят об этом. Дети из детского сада давно бы поняли. Но бескультурье и хамство, как правило, сопровождается глухотой.
Лучшее для всех решение – пересадить «трудного» человека в другой кабинет. Но в других кабинетах он, оказывается, уже был, и там его не ждут – по похожим причинам. Ужасно, что вежливых людей, дипломированных специалистов, не научили в вузах, как противостоять хамству и как его пресекать на корню. Ну не пользоваться же нам русским матерным…
Выбрав однажды дело всей жизни, мы стараемся быть ему верны, порой вопреки многим издержкам профессии - появлению, допустим, огромной отчетности, кадровым и структурным перестановкам, частым изменениям юридических норм и правил, компьютерных программ и так далее. Бывает, что проблемы на работе выматывают до полного упадка сил, однако проходит день-два, и заковыристые проблемы решаются.
Желание с радостью ходить на работу чаще всего отбивают не издержки профессии, а тот самый «человеческий фактор», который иногда может быть разрушительнее битвы экстрасенсов. Допустим, вчера вы допустили в работе небольшой косяк – скажите положа руку на сердце: у кого не бывает досадных грешков, кто идеален? Поезд под откос от вашей ошибки не пойдет, и ракета в космосе, точно, не взорвется. Но у начальника с утра плохое настроение: может, жена испортила, может, язва желудка ночью спать не давала. Разбор «полета» он начинает с повышенного и грубого тона, причем делает это в присутствии коллег. Оправдываться в таких случаях даже опытному и авторитетному в коллективе специалисту неудобно, не то что молодому. Ошибка в бумагах исправлена в два счета, а настроение испорчено на весь день. «Да ладно, не переживай! - утешают коллеги. – Скажи спасибо, что премии не лишил и матом не ругался».
Конечно, это не типичный случай, и большинство современных руководителей, к счастью, умеет работать с персоналом: уважительно, конструктивно, дипломатично, без пара. Иногда невыносимой жизнь на работе делает совершенно рядовой сотрудник, не имеющий никаких особых регалий.
Вот молодая женщина только что вышла из декретного отпуска. Понятно, что за три года перерыва она потеряла какую-то часть своей квалификации. Вернее, еще не знает, что за это время кардинально поменялось компьютерное обеспечение производственного предприятия, появились новые правила в ежемесячном и квартальном планировании – ну время сейчас такое! Но не боги горшки обжигают. И молодой дипломированный инженер (журналист, педагог, бухгалтер, финансист), конечно, наверстает упущенное, его коллеги прекрасно это понимают. Кроме… одной дамы лет сорока пяти, которая не хочет с молодой коллегой здороваться, но считает себя вправе делать ей публично замечания, обращаясь на «ты»: не так сидит на стуле, не так одевается, не так говорит по телефону, и вообще нечего в рабочее время звонить домой или в детский сад (узнавать про здоровье ребенка, по ее понятиям, в рабочее время нельзя даже шепотом). На просьбу заплаканной коллеги быть повежливее, придирчивая сотрудница, сыплет… матом.
Слезы одного человека в кабинете, где трудятся пять человек, моментально отражаются на общей атмосфере, настроение портится у всех. Общаться с коллегой, не придерживающейся элементарных правил этикета, уже никому не хочется, но ради сохранения деловых отношений и хотя бы минимально позитивного микроклимата все вынуждены преодолевать себя и пусть негромко, но все-таки здороваться и общаться по общим рабочим моментам.
Между тем уроки манер дурного поведения продолжаются, утихая лишь в те периоды, когда в кабинете находится начальник. Дамочка бесцеремонно включает громкую музыку в наушниках, мешая работать другим, демонстративно открывает настежь окна, когда в помещении прохладно, и, наоборот, требует закрыть, когда всем душно. И каждый раз… оглушительно хлопает входной дверью. Если это десять раз в течение рабочего дня, то десять ударов. Если двадцать - то двадцать. Коллеги размещают на двери объявление: «Придерживайте дверь! Сильно бьет по мозгам!» И вслух говорят об этом. Дети из детского сада давно бы поняли. Но бескультурье и хамство, как правило, сопровождается глухотой.
Лучшее для всех решение – пересадить «трудного» человека в другой кабинет. Но в других кабинетах он, оказывается, уже был, и там его не ждут – по похожим причинам. Ужасно, что вежливых людей, дипломированных специалистов, не научили в вузах, как противостоять хамству и как его пресекать на корню. Ну не пользоваться же нам русским матерным…