Блоги
«Таинственная страсть» к творчеству
Сериал «Таинственная страсть», показ которого завершился недавно по Первому каналу, оказался очень спорным кинематографическим произведением. Снятый по мотивам последнего оконченного романа советского прозаика Василия Аксенова, он меняет акценты и образы, созданные писателем.
Но могло ли быть иначе? Ведь авторы поставили перед собой непростую задачу: показать на маленьком телевизионном экране легендарных творцов в период «оттепели» – Бэллу Ахмадулину, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Иосифа Бродского, Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого, Эрнста Неизвестного, Александра Солженицына и т.д. Многие из прототипов героев еще живы, живы их близкие и родные. И, конечно, не всем созданные образы понравились. Получилась особая «двойная иллюзия»: Василий Аксенов, написавший в 2017 году «Таинственную страсть. Роман о шестидесятниках», по-своему творчески исказил и переработал характеры друзей, коллег и недругов, а создатели сериала в 2016-м сделали это еще раз. При этом, по мнению вдовы Андрея Вознесенского Зои Богуславской, они показали «таинственную страсть», но вовсе не ту, о которой писал Аксенов.
Работа над картиной далась тяжело всем членам съемочной группы. Самым сложным было воссоздать особый дух, которым наполнилась творческая интеллигенция в период «хрущевской оттепели». Это время называют третьим рывком в русской культуре – после «золотого» и «серебряного века». Много консультировал актеров, помогал режиссер картины Влад Фурман – сын известного советского актера, создателя Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» Рудольфа Фурманова.
Каждый актер справился с задачей по-своему: Чулпан Хаматова показала особую возвышенность, сопоставимую только с междометиями, Нэллы Аххо (Бэллы Ахмадулиной), Алексей Морозов сконцентрировался на прямоте, порядочности и ироничности Ваксона (Василия Аксенова), Юлия Пересильд передала очарование и умение влюблять в себя Ралиссы…
И, скорее всего, главная заслуга сериала – в попытке напомнить о таланте, самобытности и смелости этих людей. Недаром даже самым хорошим актерам оказалось нелегко сыграть гениальность своих прообразов, а постановщику и сценаристу было намного проще сделать акцент на интимной жизни героев, чем на их прозе и стихах.
А еще сложнее показать время – время, воссозданное в костюмах и речах, в выборе, который постоянно встает перед персонажами: подписывать или не подписывать, говорить или не говорить, быть честным с самим собой или остаться на Родине.
Одна из расшифровок названия романа – строки Бэллы Ахмадулиной: «…К предательству таинственная страсть, // Друзья мои, туманит ваши очи». Юлия Пересильд в передаче «На ночь глядя» расшифровала эти слова как желание быть близко к власти, получить что-то от нее, и, кстати, актриса отметила, что наше время не так уж и отличается от прежнего.
Механизм власти, показанный в сериале, сталкивает героев: постоянно благоволит Роберту Эру (Роберту Рождественскому), вынуждая его стыдиться собственного правительственного успеха, одновременно предлагает Яну Тушинскому (Евгению Евтушенко) поездку в Америку и высылает Ваксона из страны. Но в том-то и парадокс, что выживать и оставаться самими собой героям Василия Аксенова помогает не «таинственная страсть» к мужчине или женщине, а «таинственная страсть» к творчеству. Желание уйти в творческий запой, погрузиться в искусство или, как говорила Нэлла Аххо, отправиться во «внутреннюю миграцию». Именно эта жизнь творчеством позволяет Генри Известнову (Эрнсту Неизвестному) отстоять свое понимание искусства на легендарной выставке в «Манеже», именно она дает Бродскому силы сказать, что он поэт, он пишет стихи, и в этом его работа.
В фильме «Таинственная страсть» есть интересный рефрен, внимание к которому увеличивает ценность ленты многократно. Когда интервьюер интересуется у Василия Аксенова личностью Юрия Нагибина, тот ему кратко рассказывает о прозаике и произносит: «Ты все же почитай». И, наверно, самым важным достижением ленты станет то, что мы действительно возьмем и прочитаем или перечитаем произведения, которые написали эти удивительные, талантливые люди.
Но могло ли быть иначе? Ведь авторы поставили перед собой непростую задачу: показать на маленьком телевизионном экране легендарных творцов в период «оттепели» – Бэллу Ахмадулину, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Иосифа Бродского, Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого, Эрнста Неизвестного, Александра Солженицына и т.д. Многие из прототипов героев еще живы, живы их близкие и родные. И, конечно, не всем созданные образы понравились. Получилась особая «двойная иллюзия»: Василий Аксенов, написавший в 2017 году «Таинственную страсть. Роман о шестидесятниках», по-своему творчески исказил и переработал характеры друзей, коллег и недругов, а создатели сериала в 2016-м сделали это еще раз. При этом, по мнению вдовы Андрея Вознесенского Зои Богуславской, они показали «таинственную страсть», но вовсе не ту, о которой писал Аксенов.
Работа над картиной далась тяжело всем членам съемочной группы. Самым сложным было воссоздать особый дух, которым наполнилась творческая интеллигенция в период «хрущевской оттепели». Это время называют третьим рывком в русской культуре – после «золотого» и «серебряного века». Много консультировал актеров, помогал режиссер картины Влад Фурман – сын известного советского актера, создателя Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» Рудольфа Фурманова.
Каждый актер справился с задачей по-своему: Чулпан Хаматова показала особую возвышенность, сопоставимую только с междометиями, Нэллы Аххо (Бэллы Ахмадулиной), Алексей Морозов сконцентрировался на прямоте, порядочности и ироничности Ваксона (Василия Аксенова), Юлия Пересильд передала очарование и умение влюблять в себя Ралиссы…
И, скорее всего, главная заслуга сериала – в попытке напомнить о таланте, самобытности и смелости этих людей. Недаром даже самым хорошим актерам оказалось нелегко сыграть гениальность своих прообразов, а постановщику и сценаристу было намного проще сделать акцент на интимной жизни героев, чем на их прозе и стихах.
А еще сложнее показать время – время, воссозданное в костюмах и речах, в выборе, который постоянно встает перед персонажами: подписывать или не подписывать, говорить или не говорить, быть честным с самим собой или остаться на Родине.
Одна из расшифровок названия романа – строки Бэллы Ахмадулиной: «…К предательству таинственная страсть, // Друзья мои, туманит ваши очи». Юлия Пересильд в передаче «На ночь глядя» расшифровала эти слова как желание быть близко к власти, получить что-то от нее, и, кстати, актриса отметила, что наше время не так уж и отличается от прежнего.
Механизм власти, показанный в сериале, сталкивает героев: постоянно благоволит Роберту Эру (Роберту Рождественскому), вынуждая его стыдиться собственного правительственного успеха, одновременно предлагает Яну Тушинскому (Евгению Евтушенко) поездку в Америку и высылает Ваксона из страны. Но в том-то и парадокс, что выживать и оставаться самими собой героям Василия Аксенова помогает не «таинственная страсть» к мужчине или женщине, а «таинственная страсть» к творчеству. Желание уйти в творческий запой, погрузиться в искусство или, как говорила Нэлла Аххо, отправиться во «внутреннюю миграцию». Именно эта жизнь творчеством позволяет Генри Известнову (Эрнсту Неизвестному) отстоять свое понимание искусства на легендарной выставке в «Манеже», именно она дает Бродскому силы сказать, что он поэт, он пишет стихи, и в этом его работа.
В фильме «Таинственная страсть» есть интересный рефрен, внимание к которому увеличивает ценность ленты многократно. Когда интервьюер интересуется у Василия Аксенова личностью Юрия Нагибина, тот ему кратко рассказывает о прозаике и произносит: «Ты все же почитай». И, наверно, самым важным достижением ленты станет то, что мы действительно возьмем и прочитаем или перечитаем произведения, которые написали эти удивительные, талантливые люди.