Все мы не святые, и кому не приходилось, особенно в молодости, хотя бы раз в жизни, торопясь, заскочить в трамвай на одну остановку и вскоре выйти, не успев купить билет из-за наплыва пассажиров! Что поделать, городская суета, легкая провинность беззаботного возраста…
Но есть категория горожан, для которых все это — сознательная линия поведения, будничный образ жизни. Они, похоже, радостно потирают руки, что в очередной раз добрались до работы или дома, сэкономив несколько рублишек, видят эту невеликую сумму в виде горы золота во сне и, беззаботно сопя, блаженно мурлыкают от счастья… Правда, в трамвае, когда кондуктор просит оплатить проезд, их лица бывают жесткими, искаженными от наглости, и вряд ли бы «зайцы» с волчьим оскалом понравились сами себе, если бы в этом момент смотрелись в зеркало.
Однако мелкие радостишки нагленьких обывателей оборачиваются в массовом масштабе серьезной проблемой для развития городского электротранспорта.
Обидеть кондуктора всякий может…
В старом русском флоте звание кондуктора присваивалось унтер-офицерам, которые пользовались привилегиями, получали повышенное денежное довольствие… Сегодня, после ряда метаморфоз, самое распространенное значение у слова кондуктор — работник общественного транспорта, продающий пассажирам билеты на проезд. Профессия в цивилизованном мире отмирающая. Все чаще роль кондуктора выполняют электронные устройства.
Например, в Адлере, где недавно удалось побывать, в новом железнодорожном вокзале проход на электричку — через турникет. Пассажир прикладывает приобретенный в автомате же билет со штрих-кодом — и путь на платформу открыт. Чуть больше пяти минут на олимпийской «Ласточке» от «Сименса», и ты в аэропорту. Как поездка в комфортабельном трамвае! Билет стоит всего 16 рублей, кстати, местные таксисты, привязывающиеся, как банный лист, могут заломить все 400–500.
Большая часть России, как водится, в этом плане отстала от мира, и кондуктор у нас — профессия необходимейшая. Именно кондуктор собирает с пассажиров те денежки, на которые и существует «Тагильский трамвай». Однако скромная зарплата, ненамного больше прожиточного минимума, необходимость отправляться на работу, когда большинство горожан еще спит, позднее окончание смены, холод в вагонах зимой и жара летом, тряска и шум — все это сказывается на кондукторских кадрах: в профессию идут в основном пенсионеры-женщины, хотя бывают и редкие исключения.
Как ни парадоксально, но все вышеназванные «прелести» своей работы сами кондуктора переносят с величайшим терпением. И не это их волнует прежде всего. До глубины души возмущает другое — отношение к ним пассажиров.
— Самое тяжелое в работе кондуктора, — говорит Любовь Аркадьевна Петракович, — это поведение людей, хамство, и молодых, и пенсионеров — те тоже далеко не подарок. Нас могут и нецензурно обругать, и клюшкой замахнуться, и плюнуть… Не хотят платить за проезд!
Это мнение не только Любови Аркадьевны. В нашем разговоре участвуют Тамара Михайловна Дроздова, Татьяна Васильевна Янусова, Татьяна Ивановна Черепанова, Галина Васильевна Шитова и другие кондукторы «Тагильского трамвая»:
![]() |
— Нет культуры поведения. Город тяжелый. — А остальные пассажиры как реагируют? — Бывает, заступятся и одернут хамовитого. Но не так часто. — А если вызвать полицию? — Мы позвоним, а хулиган на следующей остановке выйдет. У нас же график! И будет перед полицейскими неудобно. | ![]() |
Как рассказывают кондукторы, пассажиры зачастую норовят совершить свои хамские поступки при выходе. Попробуй догони!
Действительно, хоть к каждому трамваю стража порядка приставляй! Хотя сегодня при существовании мобильной связи можно, наверное, решить и эту проблему. Выезжают же в считанные минуты охранники при срабатывании на объекте сигнализации. Но подобные услуги для трамвайщиков дороговаты, хотя такие методы наведения порядка периодически практикуются.
Особенно много нареканий у кондукторов на пассажиров славной Вагонки. Увы, этот так. То, что район носит имя «железного Феликса», наглецов, видимо, не смущает. Как и то обстоятельство, что перед нимикондукторы-женщины. Наверное, этим, в первую очередь, и пользуются. Связываться со здоровенным мужиком вряд ли бы посмели. Не пикнули бы! А потому все это выглядит особенно некрасиво и возмутительно. Ведь сражаться с хамами приходится, по сути, матерям, бабушкам… Как-то были рейды могучих контролеров из ЧОПа, сразу начали платить все. Однако охранники работали по три часа в день лишь неделю, и потом все стало по-прежнему.
И только «хорошие пассажиры», как говорят кондукторы, не дают им окончательно разочароваться в профессии:
— Когда пассажир, улыбаясь, заходит в салон, да еще поздоровается, подойдет к кондуктору, у нас и настроение поднимается.
Особая тема — предъявление пассажирами документов на льготный проезд. Стоит он всего 5 рублей, и право на него в Нижнем Тагиле имеют только пенсионеры и школьники. Но и за эти «копейки», говорят кондукторы, приходится воевать:
— Не предъявляют документы!
Да очень тяжела та мелочь, которую набирают за смену трамвайщики: давит увесистая сумка, давит едва сдерживаемый праведный гнев на неплательщиков…
«Продавцам счастливых билетов» замены нет?
Ситуацию с платой за проезд комментирует заместитель директора по организации транспортной работы и сбору выручки НТ МУП «Тагильский трамвай» Сергей ШНАЙДЕР:
![]() |
— Многие пассажиры ведут себя действительно хамовато. Когда-то на первой, второй и третьей площадках вагона стояли кассы. И люди передавали денежку и отрывали себе билетики. Помните такие времена? А сейчас люди в возрасте за сорок, пятьдесят, например, на той же Вагонке, где в часы пик ходят двойники, будут стоять на остановке, пока не придет одиночный трамвай, набитый до отказа. И все ради того, чтобы кондуктор до них не дошла. Для молодежи — не лучший пример. И вот уже и у молодых начинается: « Уже выхожу, у меня денег нет … » и т. д. К тому же, родители не объясняют дома, что проезд в трамвае надо оплачивать обязательно. В маршрутке же не ездят бесплатно? В 90-е годы бандитскими методами, но людей платить автотранспортники приучили. | ![]() |
Бывает и откровенное хамство. Смотришь — человек нормально одет, далеко не бедствует. На женщинах — золотые украшения… И что же? «Я сейчас выхожу… » Или попросту тянут время. Достают сумочку, открывают. Достают кошелек — закрывают сумочку… И таких пассажиров в последнее время стало очень много.
По решению городской Думы мы обязаны реализовать льготные билеты только при предъявлении соответствующих документов: это либо пенсионное удостоверение, либо билет учащегося. Пренебрегают! «Что у меня на морде не написано, что я пенсионер?!»
Но если вы приходите в железнодорожную кассу, аптеку — предъявляете же документ, если есть льгота для пенсионера. Почему же — не в трамвае?
![]() |
— А если ввести бескондукторное обслуживание, как в Москве? — При нашем менталитете это будет сделать очень сложно. В столице для этого прошли несколько этапов. Московская городская дума, например, несколько лет назад разрешила контролерам штрафовать безбилетников на месте, и штраф — не сто рублей, как у нас сейчас. Набрали контролеров-мужчин. И все привыкли оплачивать проезд. | ![]() |
Что касается применения валидаторов (устройств, предназначенных для проверки проездных билетов общественного транспорта, пропусков, записанных на электронные носители). В Нижнем Тагиле, например — на десятом маршруте, валидатор применить сложно. Это устройство предусматривает вход в трамвай через одну дверь, а выход через все. В час пик, когда 150 человек на остановке, пропустить их через одну дверь без большой задержки нереально.
![]() |
— А если организовать платный доступ на остановку как на платформу для электричек, например, в Адлере? — Такое применяется в трамвайных городах Европы. Но надо целиком менять транспортную схему, проводить обособление остановочных пунктов. Колоссальные вложения на первоначальном этапе! | ![]() |
Итак, по всему видно, кондуктору в тагильском трамвае в ближайшей перспективе замены нет. И от четкой работы «продавцов счастливых билетов» зависит финансовое положение транспортного предприятия. Настойчивая работа администрации города по возрождению трамвая уже дала ощутимые результаты: трамваи стали ездить чаще, появилось больше новых комфортабельных вагонов. Однако неплательщики-пассажиры тянут электротранспорт в мрачное прошлое, когда трамвай оказался на грани выживания.
Слов нет, для кого-то из тагильчан даже 14 рублей — значимая сумма, есть соблазн ее сэкономить на хлеб. Но речь, в общем-то, не о них. Неужели работнику благополучного предприятия-гиганта, возвращающемуся со смены домой на трамвае, тоже на хлеб не хватает?
P. S. Недавно ехал на 12-м в вечерний час пик от «Проспекта Вагоностроителей». Заметил, как мужчина, по виду работающий пенсионер, отвернулся от кондуктора и простоял как каменный до «Спортивной», затем поспешно вышел. Окликнул его: «Почему не заплатили за проезд?»
«А государство мне не должно?» — зло обернувшись, ответил пассажир и пошел прочь в сторону ближайших домов, где, надо полагать, ему в свое время бесплатно дала квартиру советская власть. И невдомек пассажиру, что трамвай — уже давно не «островок социализма», а трамвайщики в поте лица зарабатывают себе на кусок хлеба сами. Да и квартиры тоже уже давно бесплатно не раздают.