Блоги
Сериал «Челночницы». Страшная сказка о сильных женщинах
Недавно на телеканале «Россия» завершился показ многосерийного фильма «Челночницы». Хотя, если верить многочисленным комментариям, продолжение сериала вполне возможно – настолько неоднозначно восприняли зрители его финал.
Историю о пяти женщинах, пытающихся всеми правдами и неправдами решить финансовые вопросы своих семей в разгар диких 90-х, написала Зоя Дзюбло (Кудря). Известный сценарист, она умеет создавать близкие, понятные и в то же время захватывающие, во многом «сказочные» сюжеты. Она удостоилась ряда наград в области полнометражного кино – номинация на «Золотой орел» за участие в написании сценария к фильму «Адмиралъ». Но сериалы, точнее многосерийные фильмы, удаются ей особенно. Это она вместе с Александром Миттой придумала и прописала многими любимую «Границу. Таежный роман», создала образ майора Черкасова, известного нам по картинам «Мосгаз», «Палач», «Шакал», именно ей принадлежит идея знаменитого многосерийного фильма «Ликвидация». Можно ли поставить «Челночниц» в один ряд с названными картинами? В плане сюжета, актерского состава и игры – скорее, да; в плане постановки, на мой взгляд, «Челночницы» заметно им проигрывают.
В центре повествования разные, но во многом схожие женские характеры. Робкая, интеллигентная школьная учительница Ольга (Мария Порошина), бойкая, экспрессивная офицерская жена Светлана (Елена Панова), кокетливая и независимая молодая медсестра Алиса (Зоряна Марченко), хладнокровная, умеющая выживать хозяйка рынка Зоя (Ирина Розанова), ее мечтающая «о чем-то большем» племянница Элла (Светлана Иванова). В жизни каждой возникает ситуация, когда деньги, причем немаленькие, становятся жизненно необходимы.
У Ольги болеет дочь, взявшая кредит мать Светланы вот-вот потеряет дом, Алиса понимает, что не прокормит себя и своего пьющего отца на зарплату медработника. Капитал в фильме, как, впрочем, и в жизни, становится мерилом всех вещей, неким главным героем. Персонажи месяцами не получают зарплату, но знают, что большие деньги где-то рядом. Стоит лишь как-то вывернуться, поменять свои нравственные устои, пойти на небольшой риск или обман, и ты эти деньги получишь.
В картине прослеживается тема неумения жить в новом обществе рыночной экономики, желания остаться в старом «советском» мире: Ольга переживает настоящую ломку, когда ей, образованной и возвышенной, приходится торговать. Ей стыдно. Одноклассник, работающий на рынке, успокаивают: вот там медики, вот там учителя, а товар подвозит кандидат наук. Мать Светланы не понимает, что за взятый кредит нужно платить, в противном случае можно потерять все имущество, ведь в той стране, где она родилась, такого не было, все было намного «проще».
Челночное дело заметно улучшает материальное положение героинь, в заключительных сериях они выглядят, ведут себя иначе. Хотя личные проблемы деньги все же не решают, а иногда и усугубляют положение. Сценарист вводит тему «разоблачения материального»: в прошлом яркая и беспощадная хозяйка рынка Зоя, потеряв сына, раздает бесплатно свой товар. К ней приходит раскаяние, но ее место быстро занимает кто-то другой.
Самой спорной и обсуждаемой темой фильма стала проблема взаимоотношения с мужчинами. «Челночницы», действительно, получились очень женскими. Рядом с каждой героиней есть мужчина, причем не один. Две из них – офицерские жены (действие фильма и начинается в военном городке Восход). Но именно женщины в это непростое время спасали свои семьи, принимали сложные решения, зарабатывали деньги. Правда, когда в их жизни все же появлялся по-настоящему сильный мужчина, они делали выбор в пользу семьи. В этом, наверное, и заключается главный кинематографический минус сериала – режиссер Юлия Краснова упростила, снизила проблематику больных и жизненных для нашей страны тем. Но как бы то ни было в «Челночницах» каждый человек, переживший 90-е, непременно увидит кусочек себя и своего прошлого.
Историю о пяти женщинах, пытающихся всеми правдами и неправдами решить финансовые вопросы своих семей в разгар диких 90-х, написала Зоя Дзюбло (Кудря). Известный сценарист, она умеет создавать близкие, понятные и в то же время захватывающие, во многом «сказочные» сюжеты. Она удостоилась ряда наград в области полнометражного кино – номинация на «Золотой орел» за участие в написании сценария к фильму «Адмиралъ». Но сериалы, точнее многосерийные фильмы, удаются ей особенно. Это она вместе с Александром Миттой придумала и прописала многими любимую «Границу. Таежный роман», создала образ майора Черкасова, известного нам по картинам «Мосгаз», «Палач», «Шакал», именно ей принадлежит идея знаменитого многосерийного фильма «Ликвидация». Можно ли поставить «Челночниц» в один ряд с названными картинами? В плане сюжета, актерского состава и игры – скорее, да; в плане постановки, на мой взгляд, «Челночницы» заметно им проигрывают.
В центре повествования разные, но во многом схожие женские характеры. Робкая, интеллигентная школьная учительница Ольга (Мария Порошина), бойкая, экспрессивная офицерская жена Светлана (Елена Панова), кокетливая и независимая молодая медсестра Алиса (Зоряна Марченко), хладнокровная, умеющая выживать хозяйка рынка Зоя (Ирина Розанова), ее мечтающая «о чем-то большем» племянница Элла (Светлана Иванова). В жизни каждой возникает ситуация, когда деньги, причем немаленькие, становятся жизненно необходимы.
У Ольги болеет дочь, взявшая кредит мать Светланы вот-вот потеряет дом, Алиса понимает, что не прокормит себя и своего пьющего отца на зарплату медработника. Капитал в фильме, как, впрочем, и в жизни, становится мерилом всех вещей, неким главным героем. Персонажи месяцами не получают зарплату, но знают, что большие деньги где-то рядом. Стоит лишь как-то вывернуться, поменять свои нравственные устои, пойти на небольшой риск или обман, и ты эти деньги получишь.
В картине прослеживается тема неумения жить в новом обществе рыночной экономики, желания остаться в старом «советском» мире: Ольга переживает настоящую ломку, когда ей, образованной и возвышенной, приходится торговать. Ей стыдно. Одноклассник, работающий на рынке, успокаивают: вот там медики, вот там учителя, а товар подвозит кандидат наук. Мать Светланы не понимает, что за взятый кредит нужно платить, в противном случае можно потерять все имущество, ведь в той стране, где она родилась, такого не было, все было намного «проще».
Челночное дело заметно улучшает материальное положение героинь, в заключительных сериях они выглядят, ведут себя иначе. Хотя личные проблемы деньги все же не решают, а иногда и усугубляют положение. Сценарист вводит тему «разоблачения материального»: в прошлом яркая и беспощадная хозяйка рынка Зоя, потеряв сына, раздает бесплатно свой товар. К ней приходит раскаяние, но ее место быстро занимает кто-то другой.
Самой спорной и обсуждаемой темой фильма стала проблема взаимоотношения с мужчинами. «Челночницы», действительно, получились очень женскими. Рядом с каждой героиней есть мужчина, причем не один. Две из них – офицерские жены (действие фильма и начинается в военном городке Восход). Но именно женщины в это непростое время спасали свои семьи, принимали сложные решения, зарабатывали деньги. Правда, когда в их жизни все же появлялся по-настоящему сильный мужчина, они делали выбор в пользу семьи. В этом, наверное, и заключается главный кинематографический минус сериала – режиссер Юлия Краснова упростила, снизила проблематику больных и жизненных для нашей страны тем. Но как бы то ни было в «Челночницах» каждый человек, переживший 90-е, непременно увидит кусочек себя и своего прошлого.