Блоги
Память о человеке. Всероссийский фестиваль документального кино «Россия»
С 11 по 14 октября в кинотеатре «Красногвардеец» уже в 5-й раз прошел Всероссийский фестиваль документального кино «Россия». Программа начиналась утром и заканчивалась вечером. А выбранные редколлегией фестиваля фильмы были настолько качественные и разнообразные, что наверняка для многих зрителей открыли особую магию документального кино.
Организаторы этого мероприятия, режиссеры, продюсеры, которые специально приезжают в Нижний Тагил, чтобы пообщаться с нами – своими зрителями – не устают повторять: документальное кино, несмотря на свою правдивость, актуальность, почти не привлекает внимание широкого современного зрителя. Хотя в нем есть качества, которые порой трудно найти даже в лучших художественных фильмах.
1. Актуальность и «жизненность». В настоящем документальном кино, как в зеркале, отражается наша жизнь. Оно затрагивает больные темы и показывает, почему эта «болевая точка» возникла. Режиссер Н. Гугуева представила картину «Форсаж. Возвращение». Герои ленты, ставшей продолжением картины, снятой сразу после распада СССР, – в прошлом советские летчики, служившие в начале 1990-х в Крыму. Тогда перед ними встал тяжелый выбор, разрушительно сказавшийся на жизни каждого: принять присягу второй раз – теперь уже новой Украине – или бросить все нажитое имущество и уехать «на север» в Россию. Для многих «офицерская честь», ведь офицер не может принимать присягу дважды, обернулась распавшейся семьей, сломанной карьерой. Уже в то время, по словам режиссера и героев, чувствовалось надвигающееся разобщение между, казалось бы, братскими народами. И вот Крым стал частью России. Теперь уже украинские летчики должны сделать выбор: присягнуть России или уехать вглубь Украины.
2. Документальное кино по-особому красиво. Смотря документальные фильмы, понимаешь, в каком красивом мире мы живем. Режиссеры отправляются на Соловки вслед за рабочими, заготавливающими морскую капусту («Собиратели морской травы» М. Мурашовой), исследуют сложные отношения забойщика скота с глухонемым сыном в деревушке, находящейся где-то на границе Литвы, Белоруссии и Польши («Холодные уши» Л. Микута). Вместе с ними мы встречаем холодные и жаркие восходы, видим бесчисленные водоемы и леса… Документальное кино, как и художественное, может быть символично: странный, но внутренне красивый герой фильма «Холодные уши» постоянно залезает на искривленные, чем-то похожие на него деревья. В документалистике часто выверена композиция, хорошо продуман финал. К примеру, на протяжении ленты «Прогноз погоды» И. Твердовского мы наблюдаем за суровыми и в то же время бесхитростными буднями работников судна «Михаил Сомов», доставляющих по Северному морскому пути продовольствие, топливо и оборудование метеостанциям. А в финале видим сцену: две ухоженные женщины пьют кофе в торговом центре и просматривают прогноз погоды, чтобы выбрать, в чем одной из них пойти на свидание.
3. Особое внимание к человеку. На фестивале можно было услышать мнение: зачастую люди искусства сконцентрированы на себе, но настоящий документалист этого позволить себе не может. Его внимание всегда обращено на другого человека. Этим человеком может быть и известный дирижер («Маэстро Анисимов» М. Ждановского), и девочка, только начинающая учиться балету («Ветрянка» В. Косаковского), и одинокий житель уединенного белорусского хутора («Тишина» Е. Бякова).
Искусствовед Ольга Северцова – главный рассказчик фильма И. Твердовского «Забытые полеты» о коктебельском окружении Максимилиана Волошина – говорит о памяти, которая уходит, людях, в том числе в свое время известных, которые постепенно забываются. Документальное кино как будто отчаянно пытается предотвратить это забвение. Вернуть нам память о жизнелюбивой художнице Наталье Северцовой, ее умнейшем, пострадавшем (видимо, за свой ум и талант) от сталинских репрессий муже историке, искусствоведе Александре Габричевском. Воскресить стертую из истории в советское время экспедицию, открывшую Северную Землю и забытую только потому, что в ее составе был адмирал Колчак («ГЭСЛО» В. Непевного). Документальное кино бережно собирает и хранит память – память
Организаторы этого мероприятия, режиссеры, продюсеры, которые специально приезжают в Нижний Тагил, чтобы пообщаться с нами – своими зрителями – не устают повторять: документальное кино, несмотря на свою правдивость, актуальность, почти не привлекает внимание широкого современного зрителя. Хотя в нем есть качества, которые порой трудно найти даже в лучших художественных фильмах.
1. Актуальность и «жизненность». В настоящем документальном кино, как в зеркале, отражается наша жизнь. Оно затрагивает больные темы и показывает, почему эта «болевая точка» возникла. Режиссер Н. Гугуева представила картину «Форсаж. Возвращение». Герои ленты, ставшей продолжением картины, снятой сразу после распада СССР, – в прошлом советские летчики, служившие в начале 1990-х в Крыму. Тогда перед ними встал тяжелый выбор, разрушительно сказавшийся на жизни каждого: принять присягу второй раз – теперь уже новой Украине – или бросить все нажитое имущество и уехать «на север» в Россию. Для многих «офицерская честь», ведь офицер не может принимать присягу дважды, обернулась распавшейся семьей, сломанной карьерой. Уже в то время, по словам режиссера и героев, чувствовалось надвигающееся разобщение между, казалось бы, братскими народами. И вот Крым стал частью России. Теперь уже украинские летчики должны сделать выбор: присягнуть России или уехать вглубь Украины.
2. Документальное кино по-особому красиво. Смотря документальные фильмы, понимаешь, в каком красивом мире мы живем. Режиссеры отправляются на Соловки вслед за рабочими, заготавливающими морскую капусту («Собиратели морской травы» М. Мурашовой), исследуют сложные отношения забойщика скота с глухонемым сыном в деревушке, находящейся где-то на границе Литвы, Белоруссии и Польши («Холодные уши» Л. Микута). Вместе с ними мы встречаем холодные и жаркие восходы, видим бесчисленные водоемы и леса… Документальное кино, как и художественное, может быть символично: странный, но внутренне красивый герой фильма «Холодные уши» постоянно залезает на искривленные, чем-то похожие на него деревья. В документалистике часто выверена композиция, хорошо продуман финал. К примеру, на протяжении ленты «Прогноз погоды» И. Твердовского мы наблюдаем за суровыми и в то же время бесхитростными буднями работников судна «Михаил Сомов», доставляющих по Северному морскому пути продовольствие, топливо и оборудование метеостанциям. А в финале видим сцену: две ухоженные женщины пьют кофе в торговом центре и просматривают прогноз погоды, чтобы выбрать, в чем одной из них пойти на свидание.
3. Особое внимание к человеку. На фестивале можно было услышать мнение: зачастую люди искусства сконцентрированы на себе, но настоящий документалист этого позволить себе не может. Его внимание всегда обращено на другого человека. Этим человеком может быть и известный дирижер («Маэстро Анисимов» М. Ждановского), и девочка, только начинающая учиться балету («Ветрянка» В. Косаковского), и одинокий житель уединенного белорусского хутора («Тишина» Е. Бякова).
Искусствовед Ольга Северцова – главный рассказчик фильма И. Твердовского «Забытые полеты» о коктебельском окружении Максимилиана Волошина – говорит о памяти, которая уходит, людях, в том числе в свое время известных, которые постепенно забываются. Документальное кино как будто отчаянно пытается предотвратить это забвение. Вернуть нам память о жизнелюбивой художнице Наталье Северцовой, ее умнейшем, пострадавшем (видимо, за свой ум и талант) от сталинских репрессий муже историке, искусствоведе Александре Габричевском. Воскресить стертую из истории в советское время экспедицию, открывшую Северную Землю и забытую только потому, что в ее составе был адмирал Колчак («ГЭСЛО» В. Непевного). Документальное кино бережно собирает и хранит память – память