Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
Блоги

Люди и механизмы. Почему российские фильмы-катастрофы не похожи на западные?
Весной этого года с большим успехом прошел фильм «Экипаж» Николая Лебедева. Кто-то патриотично хвалил спецэффекты картины, кто-то разочарованно сравнивал ленту с «Экипажем» 1979 года, сожалея, что кино уже не то, а кто-то просто получил свою порцию адреналина и через какое-то время пошел смотреть очередной супердорогой американский блокбастер.


Да, российских фильмов-катастроф не так уж и много. Почему, остается только догадываться. Возможно, причина в больших финансовых затратах, или в трудоемкости съемочного процесса, или в болезненности самой темы. Известна шутка, что в России не прижился театр абсурда, потому что абсурда в России и так достаточно.


С другой стороны, российские фильмы-катастрофы особенные, не похожие на западные. Началось все с советской картины «Экипаж», ставшей неким эталоном. Недаром в титрах одноименной ленты 2016 года указано: «В благодарность Александру Митте за уроки творческого вдохновения».
Первая и главная особенность российских фильмов-катастроф – отношение к человеку и его судьбе. Уже в «Экипаже» 1979 года выбрана непростая композиция. Большая часть фильма посвящена несчастной семейной жизни летчика Валентина Ненарокова, роману инженера Скворцова и стюардессы Тамары, отношениям командира авиалайнера Тимченко с беременной дочерью, которая принципиально не хочет выходить замуж. Это проникновение в душу героев заставляет нас сопереживать экипажу, героически спасающему пассажиров и совершающему посадку в невозможных условиях.


И не был бы так успешен фильм «Метро» 2012 года, если бы в центре сюжета была только катастрофа: работники метро слишком поздно понимают, что участок между двумя станциями заполняется водой из Москвы-реки и пассажирам одного из поездов грозит гибель. Здесь ведущая роль отведена любовному треугольнику: в группе выживших, которые теперь должны спасти себя сами, оказываются муж и любовник. А причина конфликта – героиня Светланы Ходченковой офисный работник Ирина – остается наверху. Она мечется, пытается дозвониться то до одного, то до другого и, в конце концов, совершает нравственный рывок, меняется к лучшему.


Кажется, и фильм «Экипаж» 2016 года продолжает устоявшуюся схему. Героя Данила Козловского летчика Алексея Гущина из-за неуживчивого характера уволили отовсюду. У него не складываются отношения с отцом, не удается роман с девушкой-летчиком Александрой. Используя еще один шанс, он оказывается в гражданской авиации, где стажируется у пилота Леонида Зинченко (Владимир Машков), которому также «не повезло с сыном». Вместе им предстоит избежать масштабной катастрофы и спасти множество людей. Но этот «Экипаж» уже другой: здесь характеры даны более схематично, хотя они и остаются героями, знающими и любящими свое дело.


В этом кроется вторая особенность российских фильмов-катастроф – они очень нравственны. Именно поэтому Алексею Гущину легче избавиться от иномарок, чем от вещей для детей-сирот, когда нужно выбросить лишний груз из самолета. Именно поэтому среди нерадивых работников «Метро» оказываются люди, которые, рискуя должностью, нарушают инструкцию ради спасения людей. И поэтому близки нам российские фильмы-катастрофы, где показаны простые люди, поборовшие природную стихию, справившиеся с непослушными механизмами и сохранившие человечность.