Блоги
«Лобстер» Йоргоса Лантимоса. Когда кто-то не похож на тебя
Фильм «Лобстер» может показаться в чем-то слишком надуманным, фантастичным и безжалостным. Но, если призадуматься, в нем отчетливо прослеживаются до боли знакомые приметы времени, общества и каждого из нас. Хотя поначалу сюжет действительно ставит в недоумение…
Перед нами предстает общество в недалеком будущем. Это общество устроено так, что человек не имеет право быть один, у него обязательно должен быть «партнер», вторая половина. При этом окружающим совершенно безразличны причины одиночества: вдовство, уход спутника к другому, неизлечимая болезнь, мешающая обрести счастье на личном фронте. Человек, оставшийся один, обязан провести сорок пять дней в специальном отеле, где ему дается последний шанс найти свою пару. Если у него это не получается, по завершении срока его превращают в любое понравившееся животное, ведь животным найти «партнера» намного проще.
От Дэвида – главного героя фильма – ушла жена. Он, следуя правилам своего общества, поселяется в отеле для одиночек и планирует стать ЛОБСТЕРОМ, если вторую половинку так и не отыщет.
А половинку отыскать нужно. Работники отеля не скупятся на напоминания: разыгрывают показательные сценки о том, как плохо быть одному, обжигают тостером руки тем, кто уже устал ждать… Поэтому на любовь, взаимопонимание и даже элементарное знакомство времени подчас не хватает. Постояльцы в конце концов выбирают первого попавшего кандидата и начинают артистично разыгрывать любовь. Но и здесь не все так просто. Игры не достаточно. Им нужно найти какой-то общий, связывающий пару признак: увлечение, болезнь, черта характера, хоть что-то. К примеру, друг Дэвида готов биться головой об стену (незаметно, конечно), лишь бы понравиться девушке, страдающей носовым кровотечением.
Правда есть еще один способ задержаться в отеле, оставаясь при этом одиноким и не превращаясь в животное, - уметь отлавливать «одиночек» - людей, сознательно решивших не заводить пару и скрывающихся в лесу. Другими словами – быть хладнокровным и уметь убивать.
Именно такую хладнокровную девушку-ловца и выбирает Дэвид в качестве спутницы жизни. Изо всех сил он, от природы добрый и мягкий, изображает перед своей избранницей жестокого и равнодушного к чужой боли человека. Ведь должно же быть у них хоть что-то общее. Но слишком быстро потенциальный лобстер разоблачается – его ранимую душу далеко не спрячешь. Здесь начинается вторая часть фильма – жизнь главного героя среди «одиночек» в лесу.
И вот незадача, лидер «одиночек» Лорен Леадер объявляет новое правило, совсем другое, но не менее строгое: живи среди нас, но никакого флирта, пары у тебя быть не может. А пару все же завести хочется, тем более рядом с Дэвидом оказывается очаровательная «одиночка», такая милая и (что еще важнее), как и он, близорукая (вот он общий признак).
В конце концов разрушение неизбежно: герои не осознают, что связывает их вовсе не близорукость, а любовь. Но любовь ни в том, ни в другом мире ценностью не является: одним нужна формальная пара, другим – формальное одиночество. А что-то настоящее везде отвергается и просто обречено на медленное умирание.
«Лобстер» - очень горькая и жесткая сатира на мир, где невозможно быть иным, где свобода является иллюзией, а истинные природные чувства обесценены и почти исчезли. Сатира на общество, где спутника выбирают или не выбирают, потому что так кому-то (отнюдь не себе самому) нужно, руководствуясь при этом не велением сердца, а кем-то установленными, непонятными правилами. В этом обществе под маской приличия и разума скрывается полное равнодушие к индивидуальности и жестокость.
Шокирует? Но, с другой стороны, авторы фильма создают художественную реальность, которая кажется даже протестующим героям вполне нормальной и приемлемой. Интересно, а как воспринимается со стороны реальность, окружающая нас?
Перед нами предстает общество в недалеком будущем. Это общество устроено так, что человек не имеет право быть один, у него обязательно должен быть «партнер», вторая половина. При этом окружающим совершенно безразличны причины одиночества: вдовство, уход спутника к другому, неизлечимая болезнь, мешающая обрести счастье на личном фронте. Человек, оставшийся один, обязан провести сорок пять дней в специальном отеле, где ему дается последний шанс найти свою пару. Если у него это не получается, по завершении срока его превращают в любое понравившееся животное, ведь животным найти «партнера» намного проще.
От Дэвида – главного героя фильма – ушла жена. Он, следуя правилам своего общества, поселяется в отеле для одиночек и планирует стать ЛОБСТЕРОМ, если вторую половинку так и не отыщет.
А половинку отыскать нужно. Работники отеля не скупятся на напоминания: разыгрывают показательные сценки о том, как плохо быть одному, обжигают тостером руки тем, кто уже устал ждать… Поэтому на любовь, взаимопонимание и даже элементарное знакомство времени подчас не хватает. Постояльцы в конце концов выбирают первого попавшего кандидата и начинают артистично разыгрывать любовь. Но и здесь не все так просто. Игры не достаточно. Им нужно найти какой-то общий, связывающий пару признак: увлечение, болезнь, черта характера, хоть что-то. К примеру, друг Дэвида готов биться головой об стену (незаметно, конечно), лишь бы понравиться девушке, страдающей носовым кровотечением.
Правда есть еще один способ задержаться в отеле, оставаясь при этом одиноким и не превращаясь в животное, - уметь отлавливать «одиночек» - людей, сознательно решивших не заводить пару и скрывающихся в лесу. Другими словами – быть хладнокровным и уметь убивать.
Именно такую хладнокровную девушку-ловца и выбирает Дэвид в качестве спутницы жизни. Изо всех сил он, от природы добрый и мягкий, изображает перед своей избранницей жестокого и равнодушного к чужой боли человека. Ведь должно же быть у них хоть что-то общее. Но слишком быстро потенциальный лобстер разоблачается – его ранимую душу далеко не спрячешь. Здесь начинается вторая часть фильма – жизнь главного героя среди «одиночек» в лесу.
И вот незадача, лидер «одиночек» Лорен Леадер объявляет новое правило, совсем другое, но не менее строгое: живи среди нас, но никакого флирта, пары у тебя быть не может. А пару все же завести хочется, тем более рядом с Дэвидом оказывается очаровательная «одиночка», такая милая и (что еще важнее), как и он, близорукая (вот он общий признак).
В конце концов разрушение неизбежно: герои не осознают, что связывает их вовсе не близорукость, а любовь. Но любовь ни в том, ни в другом мире ценностью не является: одним нужна формальная пара, другим – формальное одиночество. А что-то настоящее везде отвергается и просто обречено на медленное умирание.
«Лобстер» - очень горькая и жесткая сатира на мир, где невозможно быть иным, где свобода является иллюзией, а истинные природные чувства обесценены и почти исчезли. Сатира на общество, где спутника выбирают или не выбирают, потому что так кому-то (отнюдь не себе самому) нужно, руководствуясь при этом не велением сердца, а кем-то установленными, непонятными правилами. В этом обществе под маской приличия и разума скрывается полное равнодушие к индивидуальности и жестокость.
Шокирует? Но, с другой стороны, авторы фильма создают художественную реальность, которая кажется даже протестующим героям вполне нормальной и приемлемой. Интересно, а как воспринимается со стороны реальность, окружающая нас?