Блоги
О творчестве людей с особыми потребностями
Не давно я познакомился в Интернете с серией публикаций о творчестве аутсайдеров. Оказывается, в наше время в России существуют объединения инвалидов, таких например как группа «ИНЫЕ», которые занимаются творчеством и выставляют свои работы на выставках. В Москве таким художникам даже отводят отдельные залы. Проводятся подобные выставки и совместно с иностранными организациями. Такое искусство (лучшие его образцы) пользуется популярностью в современном обществе.
Для обозначения такого рода искусства существует несколько специальных терминов, такие, например, как «Ар Брют» («сырое», необработанное искусство), «Аутсайдер Арт» (Искусство посторонних), Neuve Invention (Новый вымысел), Наив и др. Из истории известно, что в 1911 году по инициативе знаменитого художника-абстракциониста Василия Кандинского было организовано творческое объединение «Синий всадник», в котором профессиональными художниками создавались работы в жанре экспрессии, и где, возможно, впервые публично были выставлены работы пациентов психиатрической клиники. Примерно в то же время на западе отдельные врачи-энтузиасты занимались коллекционированием работ своих пациентов, изучали их и систематизировали. Французским художником и скульптором Жаном Дюбюффе, специально для обозначения такого рода творчества, был введен термин «Ар брют». Чуть позже был предложен более широкий и емкий термин «Аутсайдер Арт». С этого, собственно говоря, и началась история искусства аутсайдеров (инвалидов, душевнобольных, маргиналов). В наше время в столице России, начиная с 2004 года, регулярно проводится Международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «ФЕСТНАИВ».
Творчество людей с ограниченными возможностями здоровья отражает внутренний мир этих людей, который может отличаться от внутреннего мира обычных здоровых граждан. Иногда в таком творчестве обнаруживается нечто такое, чего порой недостает последним: наивность, простота, безыскусность - качества присущие детям, или же иной раз в их работах можно увидеть некую глубину, необычное, «нестандартное» мышление или отношение к давно привычным вещам и явлениям. Видимо, поэтому в обществе и существует интерес к такого рода творчеству.
…В 2015 году в турклубе «Азимут» удалось провести больше десятка мастер-классов и занятий изобразительным творчеством. На последних я хочу остановиться отдельно. В них принимали участие инвалиды и представители старшего поколения, которые занимаются в клубе. Мы рисовали акварелью, карандашами и фломастерами на свободную тему, проводили занятия по простым рисуночным тестам, раскрашивали контурные рисунки и мандалы, учились раскрашивать контурные рисунки в модной нынче технике зендудлинга. В экспериментах обычно принимали участие около 10 человек. Работы, в соответствии с принципами арт-терапии и антистресс-рисования, не оценивались и не сравнивались. Для такого рода творчества неважно умеет человек рисовать или же нет, главное это сам процесс, который помогает ему освободиться от его внутренних психологических проблем, улучшает его здоровье. Кроме того, как я уже сказал, в таких работах находит отражение внутренний мир их авторов. В принципе такое творчество доступно каждому. И все мы умели им заниматься когда-то давно в нашем далеком детстве.
Невольно возникла параллель с искусством Ар Брют при виде работ Марины, девушки, страдающей синдромом Дауна. При взгляде на ее рисунки, внимание привлекает то обстоятельство, что она легко заполняет изображением весь лист, использует широкую палитру красок, воплощает на бумаге интересные и сложные образы (естественно, для ее степени подготовки, возраста и характера заболевания), рисует легко и раскованно, при этом не комплексует по поводу того, что не умеет рисовать, и не стремится любой ценой подогнать свой рисунок под формальные общепринятые шаблоны изображения, рисует просто «для души»... Как ни странно, но ее работы немного даже напомнили работы художников-авангардистов.
Конечно, следует признать, что занятие настоящим искусством - это большой труд. И часто бывает трудно убедить и вдохновить людей на то, чтобы специально учиться искусству рисования, а также заниматься такого рода творчеством в домашних условиях. Но… пусть хотя бы они занимаются простыми видами творчества в группе, это оказывается вполне по силам большинству из них. Ведь даже в этом случае люди могут раскрыть спящие в них до поры до времени способности и показать хорошие результаты.
Для обозначения такого рода искусства существует несколько специальных терминов, такие, например, как «Ар Брют» («сырое», необработанное искусство), «Аутсайдер Арт» (Искусство посторонних), Neuve Invention (Новый вымысел), Наив и др. Из истории известно, что в 1911 году по инициативе знаменитого художника-абстракциониста Василия Кандинского было организовано творческое объединение «Синий всадник», в котором профессиональными художниками создавались работы в жанре экспрессии, и где, возможно, впервые публично были выставлены работы пациентов психиатрической клиники. Примерно в то же время на западе отдельные врачи-энтузиасты занимались коллекционированием работ своих пациентов, изучали их и систематизировали. Французским художником и скульптором Жаном Дюбюффе, специально для обозначения такого рода творчества, был введен термин «Ар брют». Чуть позже был предложен более широкий и емкий термин «Аутсайдер Арт». С этого, собственно говоря, и началась история искусства аутсайдеров (инвалидов, душевнобольных, маргиналов). В наше время в столице России, начиная с 2004 года, регулярно проводится Международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «ФЕСТНАИВ».
Творчество людей с ограниченными возможностями здоровья отражает внутренний мир этих людей, который может отличаться от внутреннего мира обычных здоровых граждан. Иногда в таком творчестве обнаруживается нечто такое, чего порой недостает последним: наивность, простота, безыскусность - качества присущие детям, или же иной раз в их работах можно увидеть некую глубину, необычное, «нестандартное» мышление или отношение к давно привычным вещам и явлениям. Видимо, поэтому в обществе и существует интерес к такого рода творчеству.
…В 2015 году в турклубе «Азимут» удалось провести больше десятка мастер-классов и занятий изобразительным творчеством. На последних я хочу остановиться отдельно. В них принимали участие инвалиды и представители старшего поколения, которые занимаются в клубе. Мы рисовали акварелью, карандашами и фломастерами на свободную тему, проводили занятия по простым рисуночным тестам, раскрашивали контурные рисунки и мандалы, учились раскрашивать контурные рисунки в модной нынче технике зендудлинга. В экспериментах обычно принимали участие около 10 человек. Работы, в соответствии с принципами арт-терапии и антистресс-рисования, не оценивались и не сравнивались. Для такого рода творчества неважно умеет человек рисовать или же нет, главное это сам процесс, который помогает ему освободиться от его внутренних психологических проблем, улучшает его здоровье. Кроме того, как я уже сказал, в таких работах находит отражение внутренний мир их авторов. В принципе такое творчество доступно каждому. И все мы умели им заниматься когда-то давно в нашем далеком детстве.
Невольно возникла параллель с искусством Ар Брют при виде работ Марины, девушки, страдающей синдромом Дауна. При взгляде на ее рисунки, внимание привлекает то обстоятельство, что она легко заполняет изображением весь лист, использует широкую палитру красок, воплощает на бумаге интересные и сложные образы (естественно, для ее степени подготовки, возраста и характера заболевания), рисует легко и раскованно, при этом не комплексует по поводу того, что не умеет рисовать, и не стремится любой ценой подогнать свой рисунок под формальные общепринятые шаблоны изображения, рисует просто «для души»... Как ни странно, но ее работы немного даже напомнили работы художников-авангардистов.
Конечно, следует признать, что занятие настоящим искусством - это большой труд. И часто бывает трудно убедить и вдохновить людей на то, чтобы специально учиться искусству рисования, а также заниматься такого рода творчеством в домашних условиях. Но… пусть хотя бы они занимаются простыми видами творчества в группе, это оказывается вполне по силам большинству из них. Ведь даже в этом случае люди могут раскрыть спящие в них до поры до времени способности и показать хорошие результаты.