Пока в олимпийском Сочи кипят нешутейные спортивные баталии, самое время поговорить о проблеме самой что ни на есть повседневной – об очистке города от снега. Тем более, что есть для этого свежий повод. Нынешняя зима уже в который раз взяла на неделе город в белый плен.
Уральцам обилие пушистых осадков не в новинку. Все-таки живем в регионе с резким континентальным климатом и снег для нас, даже в июне, явление рядовое. Что уж тут говорить про февраль. Вот, скажем, для обитателей Африки такой покров – явление уникальное, случающееся раз в сто лет, а потому радостное. Нас же белое покрывало, кутающее все вокруг, скорее печалит, потому как несет с собой немало житейских заморочек.
Они касаются практически каждого горожанина – хоть водителя, хоть пешехода. Причем, первые находятся даже в несколько привилегированном положении, поскольку на очистку прежде всего транспортных магистралей нацелены все имеющиеся коммунальные силы. За уборку и вывозку снега с проезжей части дорог берутся и мощные грейдеры, и многотонные самосвалы, и даже дяденьки в оранжевых куртках с лопатами наперевес. Под жестким спросом главы они в два-три дня обычно наводят маломальский порядок, обеспечивая тем самым бесперебойное движение автотранспорта и его безопасность.
Другое дело – наш брат, пешеход. Едва ли не повсеместно на территории Нижнего Тагила, за исключением опять же дорог и межквартальных проездов, он предоставлен сам себе. И не по чьему-то вражьему умыслу или проискам чиновников муниципалитета. Деньги в городском бюджете на уборку и вывоз снега с внутриквартальных площадей, где пешеходы преимущественно и движутся, отроду не предусматривались. Сначала в силу их хронического отсутствия, а потом, очевидно, на автопилоте. Ситуацию пытается изменить мэр, но дело с мертвой точки сдвигается едва-едва, уж слишком велика инерция.
Вот и на последний по времени снежный напор зимы ответ идет по привычной схеме: сначала чистим жизненное пространство для машин, а для людей – во вторую очередь. Если, конечно, руки дойдут. Можно было бы и не касаться этой темы, но давайте все-таки порассуждаем – почему миримся с «козьими» внутриквартальными пешеходными тропами, почему не замечаем ледяные «шишки» и надолбы на тротуарах, кто, в конце концов, должен обеспечивать комфортное движение пешеходам?
На селе, как раньше называли нынешние присоединенные к Нижнему Тагилу территории, все просто. Народ давно привык, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. А потому с утреца после снегопада лопату в руки – и тори дорожку к уличной расчищенной трассе. За тебя этого не сделает никто.
В городе все иначе. Во-первых, лопату не у всякого хозяина найдешь. Во-вторых, народ давно привык, что чистить его двор должен кто угодно, только не он сам. Есть на то дворники, есть управляющие компании. Есть, наконец, муниципалитет. Мол, всех их содержим, вот пусть и отдуваются.
Логика иждивенца, если называть вещи своими именами, типична для городского жителя. Она, конечно, никак не вяжется с декларируемыми под флагом движения «День города» призывами типа «Нам в городе жить, нам его благоустраивать!» или «За город высокой культуры и образцового общественного порядка!» Не вяжется не только в отношении зимней уборки снега на придомовой территории силами самих жильцов. Это же относится к летнему обильному послепраздничному хламу на газонах и площадях, к круглогодичному мату в общественных местах из уст убеленных сединами и безусых юнцов. От которых, кстати, не отстают многие девицы, почему-то еще по недоразумению называемые слабым полом.
Что же в сухом остатке? Или, применительно к теме разговора, кто должен убирать в городе снег вне улиц и площадей? Не для машин – для нас, любимых, спешащих по городу по делам и без них.
А нет у меня ответа. Может, для начала, попробуем действовать все вместе – и специализированные службы, и владельцы предприятий малого бизнеса, и управляющие компании, и рядовые тагильчане? Глядишь, общими усилиями и справимся со снежком.
Придется, наверное, завтра идти в магазин. За лопатой.