Выставочная суета «Иннопрома-2014» оставила в тени новую тенденцию в работе администрации Нижнего Тагила – развитие межмуниципального сотрудничества. Сразу несколько договоров, подписанных на выставке Сергеем Носовым, относятся к этой сфере деятельности нашей мэрии.
В России еще с советских времен деловые контакты между городами если и существовали, то только номинально. Причина была банальна: в условиях централизации всего и вся основная задача каждой муниципии – города или района – сводилась к умению так выстроить отношения с вышестоящим бюджетом, чтобы получить из него побольше. А поскольку от соседа ничего подобного не дождешься, интерес к нему зачастую был минимальным.
Вертикаль власти новой России здесь практически ничего не изменила. Муниципальные образования, соседи по территории, в большинстве своем финансово полностью зависят от региональных и федеральных инстанций. Лишних средств, чтобы вкладываться в совместные проекты, ни у кого нет, опыта такого сотрудничества тоже маловато. Это если говорить с натяжкой.
Между тем мировая практика свидетельствует об обратном. Во Франции, например, где низовую административно-территориальную единицу принято называть коммуной, широко распространен опыт сотрудничества на местном уровне власти. Коммуны вместе строят дороги, развивают инженерную инфраструктуру, открывают новые учреждения культуры… При этом, правда, налоговое законодательство страны оставляет за коммунами право учреждать и собирать местные налоги. Да и вышестоящим инстанциям уходит далеко не львиная часть средств, собираемых муниципалитетами, так что денежка у местных французских властей водится. В отличие от наших.
Реформа местного самоуправления, начатая в России, должна изменить ситуацию, в том числе и в части финансирования полномочий, отданных муниципалитетам. Пока кипят страсти по поводу возможного дробления трех городов Среднего Урала, наш мэр, похоже, уже вовсю готовит почву для перспективного сотрудничества с соседями. Именно поэтому, а только потом по политическим мотивам, появился договор с Екатеринбургом, подписанный в первые же часы работы «Иннопрома». И хотя обозреватели увидели в нем только намерения, уже сам факт совместных действий двух крупнейших городов области говорит о многом. В том числе и о возможности тагильчан перенимать опыт областного центра по созданию нового качества жизни.
Еще более интересен и конкретен договор, подписанный Носовым на выставке в Екатеринбурге с руководителями муниципалитетов из Пермской области. Он касается проектирования и строительства автодороги Нижний Тагил – Кунгур. Мало того, что транспортная магистраль на 180 километров сократит путь до Перми. Трасса вдохнет новую жизнь во многие населенные пункты – присоединенных территорий Нижнего Тагила, Лысьвенского городского и Кунгурского муниципального округов, Березовского муниципального района. Их руководители и поставили подписи под договором.
Проект недешев. Цена вопроса – 12,5 миллиарда рублей. Но как экономически выгодный, он должен заинтересовать федеральный центр и войти в число финансируемых работ, направленных на развитие транспортной инфраструктуры территории двух областей Урала. Это по отдельности муниципалитеты могут и не услышать. А вот если они заговорят вместе, да еще докажут жизненную необходимость нового транспортного коридора, их трудно будет не заметить.
Опыт межмуниципального взаимодействия должен стать основой реализации еще одного проекта, находящегося в последнее время, что называется, на слуху. Речь о Горнозаводской промышленной агломерации, центром которой является наш город. После включения Минрегионом России проекта в число приоритетных, дороги назад нет. Если, конечно, не спускать идею на тормозах. Но в этом вряд ли заинтересованы около миллиона уральцев, проживающих на этой территории.