Корреспондент «ТР» снова побывала «в шкуре» пенсионеров, озабоченных проблемами оплаты счетов.
В пятницу наконец-то выдался погожий денек. Старенькая Валентина Ивановна Мальцева могла встретить его, как просит душа. В паломничестве по монастырям и храмам, которые она так любит. Или на даче среди цветов, в заботах о грядках и домашних питомцах.
- Домик наш садовый - вон он, на противоположном берегу пруда, из окна квартиры виден. Села бы на маршрутку и уехала. Сын туда на машине возит, если не занят. А сейчас он в Качканаре - работает. Приходится, ведь на его-то пенсию с семьей не прожить. Это мне уже пенсион прибавили в связи с возрастом…
А возраст Валентины Ивановны – 87 лет… Мы встретились солнечным утром 7 августа, чтобы от ее дома по улице Горошникова,86, отправиться в расчетный центр «Универсал-РЦ» на улицу Красноармейскую, 39.
Отложить визит не получится: бухгалтер-консультант принимает только дважды в месяц - 7 и 14. А старушке Мальцевой надо узнать, в честь чего ей единственной в доме плата за ГВС начислена в общей квитанции, если с июля обещали отдельную платежку. К тому же смущает сумма. В июне за ГВС платила 89 рублей, согласно квартирному прибору. А июле предъявили… 1404 рубля непонятно за что: в графах «объемы услуги» стоят прочерки…
В «Универсал-РЦ» женщина на днях уже побывала. Как всегда, с пачкой платежек от соседей, которые не ходят или совсем хворые. Это у Мальцевой такая добровольная общественная нагрузка. По пути мы даже заглянули к одной из одиноких подопечных: женщине - 90 лет, кое-как передвигается с ходунками по квартире.
Вышли во двор – на скамейке уже поджидает группа «кому за 70». В том числе наш читатель Дмитрий Владимирович, пожаловавшийся на проблемы:
- У меня стенокардия, дальше двух кварталов от дома не хожу. Мы всю жизнь пользовались пунктом на проспекте Мира – он близко. За газ и свет до сих пор там принимают. За другие услуги с осени 2015 года надо платить на Красноармейской, где компания открыла свой центр. Неудобно, но приспособились. Куда деваться? Иначе льготы не выплатят. А для пенсионера каждая сотня рублей погоду в бюджете делает.
Как платят, спросила каждого. Кто-то по-прежнему справляется сам, кто-то поручает платить детям, внукам или пользуется добротой Валентины Ивановны. Но сейчас нервничают и те, и другие:
- С июля оплату ГВС перевели в «РЦ Урала», нагружаем близких вторым адресом. И ладно бы еще все квитанции приходили примерно в одно время, а не с интервалом в 7-10 дней! (Как позже выяснилось, платежки на ГВС доставили после 9 августа).
- И без таких вон ошибок, как у Валентины Ивановны.
В.И. Мальцеву вроде как «отблагодарили» за содействие в скорейшей оплате соседских счетов. И в кассе это невероятное начисление корректировать не стали.
- Сказали обратиться в УК, - вздыхает Валентина Ивановна. - Ходила к ним в офис на проспекте Строителей, показала квитанцию. Посочувствовали, но направили в РЦ, подсказав график приема консультанта.
Путь от Горошникова,86, до Красноармейской, 39, наверное, подошел бы для тренировочных прогулок в любом возрасте. Кроме преклонного… К тому же, цели «коммунальных» походов часто связаны с расстройствами и волнениями.
- Далеко или быстро ходить уже не могу - сердце, - предупредила наша паломница. - Поэтому часть дороги еду трамваем. Сажусь на проспекте Ленина, выхожу у «Современника», оттуда снова пешком через сквер.
По моей инициативе решили не дожидаться трамвая, «изменив» ему с маршруткой. В ущерб экономии платы, выиграли по времени. И не зря. Бухгалтер принимает с 10, но в начале 11-го в очереди уже сидело пять человек. Замешкавшись еще, мы оказались бы не шестыми, а десятыми.
Ожидание скрасили пересуды. Вопросы у посетителей – самые разные. Случаи, аналогичные нашему, тоже имели место. Например, женщине, живущей в доме, где расположен РЦ, предъявили к оплате за ГВС фантастическую сумму - 7166 рублей. Бухгалтер обещала, что разберутся и позвонят.
Некоторые дамы довольно громко выражали негодование по поводу неразберихи с платежками и переходами из центра в центр. Но сотрудники с посетителями не спорили, скандалов не возникало.
В кассу в тот день вообще подходили редко, по одному. Но все равно в помещении было душно. Открыли дверь, подложив камень, – спаслись.
В очереди Валентина Ивановна просидела час, плюс в кабинете провела минут 15. Вышла:
- Кажется, уладилось. Бухгалтер куда-то позвонила и сказала, что на мою квартиру начислили чужие показания счетчика. Ошиблись не то при передаче, не то при расшифровке автоответчика. Обещали напечатать и прислать мне другую – правильную квитанцию...
Объяснение утешительное, но, вообще-то, странное. Данные о расходе ресурса, пусть даже ошибочные, должны быть указаны в квитанции. А этого нет, как мы заметили выше, стоит только сумма.
Еще более странно другое. Какая вообще необходимость гонять 87-летнего клиента (да и любого другого - тоже) к консультанту фирмы по поводу явно ошибочных начислений, сделанных той же самой фирмой?! Разве нельзя было включить «обратный ход» хотя бы после обращения в УК?
В итоге даже при благоприятном раскладе Валентине Ивановне в августе предстоит минимум еще один поход с платежкой от УК на улицу Красноармейскую, и один - с новой квитанцией в один из пунктов «РЦ Урала».
От РЦ к остановке трамвая мы двигались не спеша, беседуя. Общаться с Валентиной Ивановной приятно – человек с необычной личной судьбой, в здравом уме, легкий и улыбчивый. Силы черпает в православии, в молитве. Простить людей за прибавление хлопот и переживаний, конечно, может. А понять – нет:
- Ну почему мы должны тратить часы на все эти разбирательства, если сами честно выполняем все требования?
Многие пожилые люди, а также граждане, получающие льготы, относятся к оплате квартирных счетов почти как к священному долгу. Но разве это оправдывает порядки, при которых исполнение «долга» превращается в бесконечное паломничество?