Уставшее за день солнце, прячась за крышами домов, медленно уходило к горизонту, последние его лучи прощались с городскими улицами, притихшими после рабочего дня. Умиротворенность была разлита в теплом воздухе первых осенних дней. Тихо шуршала под ногами опавшая листва, не мешая мыслям о чем-то новом, входящем в мою жизнь - через пару часов начнутся занятия в организованном при редакции газеты «Тагильский рабочий» народном университете печати, переименованном позже в факультет молодого журналиста.
И вот мы в учебном классе. Мы – это и седобородые корреспонденты, чьи материалы уже печатали в газете, и школьники, мечтающие в будущем стать журналистами, и, такие, как я, члены редколлегий стенных газет. Постепенно привыкаем к обстановке, знакомимся друг с другом, с журналистами, которых до сих пор знали только по фамилиям в газете: И. Н. Денисова, М. Н. Литвинова, А. М. Тереб… Жанры, размеры, шрифты, много других новых слов появляется в нашем лексиконе.
Первое практическое занятие. Литвинова раздает задания, шутит: «С первого гонорара и в ресторан сходить не грех». Мой первый гонорар был 1 рубль 44 копейки. Для ресторана маловато, но на поездку в трамвае до работы и на обед в столовой хватило. «Читаемый материал» - так отозвалась о моей работе Маргарита Николаевна. Эти слова стали для меня первым шагом в газетный мир.
Прошло два года занятий, и вот мы – внештатные корреспонденты. Не сразу привыкаешь к тому, что после работы вместо отдыха надо куда-то идти, знакомиться с новыми людьми, вникать в их беды и заботы. И писать. Писать, сокращая время общения со своей семьей. Непросто было.
Я стала внештатником при отделе писем – отделе по действенности печати. Писем в редакцию приходило много, но лишь малая их часть с добрыми словами о ком-нибудь, в основном – жалобы, претензии, просьбы о помощи.
Помню одно письмо с дальнего конца Вагонки. От женщины ушел муж. Отличный работник, общественник, фотография на Доске Почета, но на работе не знают, что он ушел из семьи и дочь растет без отца. В конце письма просьба: «Напишите о нем хоть что-нибудь».
Чтобы написать, надо встретиться со всеми. А муж женщины живет у матери на Кушве, я – на Красном Камне, работаю на огнеупорном производстве. Расстояния не малые. Поговорив, вижу, что супруги любят друг друга, любят дочь, у девочки хорошая умная бабушка – мать отца. И написав «что-нибудь», можно навсегда разрушить семью. Они и поссорились-то из-за какой-то мелочи, призналась сама автор письма. И мужчина готов вернуться.
А у меня осталось только моральное удовлетворение: гонорар выплачивается лишь за напечатанные строчки. Но я тоже люблю своих девчонок, рассказываю им о своей работе, и они понимают меня, и не обижаются на частое отсутствие.
Я рассказала только об одном письме, а их было много, и работа велась постоянно. Что давала она нам, рабкорам? Какую-то уверенность в себе, учила разбираться во взаимоотношениях людей, учила жить и радоваться, если ты помог кому-то.
Большое спасибо журналистам, которые помогали мне не только во время учебы, но и потом, когда я уже работала. Проходили годы. Не скажу, что незаметно. Первая моя заметка появилась в газете в 1963 году, последняя – в 2006-м. Можно сказать – почти полувековая любовь. Я научилась работать со словом. И просто я люблю писать.
Евлалия Федоровна ТОМУШКИНА, внештатный корреспондент газеты «Тагильский рабочий».
фото Николая АНТОНОВА.
- Комментарии