Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
05.07.2018 14:00
История Тагильского рабочего: Егоркины наследники
История Тагильского рабочего: Егоркины наследники

Вместо предисловия

Осенью 2017 года в Нижнем Тагиле на перекрёстке улицы Огаркова и проспекта Ленина, наискосок от редакции городской газеты «Тагильский рабочий», появился памятник газетному разносчику. Мальчуган в кепке на бойком месте лихо размахивает только что увидевшим свет листком старейшего местного издания, предлагая приобрести его прохожим.

Вскоре выяснилось, что у газетного разносчика есть имя собственное. Автор памятника, скульптор из Березовского Александр Шестаков, сообщил журналистам, что в процессе создания из металла фигуры мальчишки 20-х или 30-х годов прошлого века, когда газету еще продавали с рук, для себя окрестил его Егоркой. Так и стали называть парнишку, на официальном языке нынче звавшегося бы не иначе, как распространителем печатной периодики.

IMG_20180705_130702.jpg

И хотя к созданию номеров «Тагильского рабочего» Егорка никакого отношения не имел, его смело можно назвать участником процесса информирования населения города. Чем, собственно, и занимается редакционный коллектив газеты. За ее более чем вековую историю в предназначении местного издания мало что изменилось. И прежде, и сейчас «Тагилка» сообщала, чем живет бывшая демидовская вотчина, рассказывала о людях и событиях одного из крупнейших индустриальных центров Урала и страны. Она была и остается летописцем истории города, вместе с ним переживая разные этапы своего развития. И, по сути, все поколения журналистов «Тагильского рабочего» можно смело назвать егоркиными наследниками.

Так сложилось, к сожалению, что нынешние сотрудники редакции мало что знают о тех, кто сорок или пятьдесят лет назад создавал газету. Наполнял номера информационными заметками и репортажами, корреспонденциями и статьями, очерками и фельетонами, фотографиями и рисунками. Отчасти в этом виноваты сами журналисты: за чередой неотложных дел мало кто из них тогда думал о том, какой след оставляют они в истории. В их оправдание можно только сказать, что как-то не принято было давать себе оценки и измерять собственный вклад в общее дело. Что, как ни печально, довольно широко распространилось в отечественной журналистике начала 21-го века.

Я попытаюсь хоть как-то исправить этот провал в памяти и поделиться своими воспоминаниями о пути, пройденном городской газетой за последние полвека. Тем более, что сорок лет из них непосредственно трудился в «Тагильском рабочем», расставаясь с ним отнюдь не по своей воле.

IMG_6830.jpg

Круг замкнулся

Немного о себе. Зовут меня Минеев Борис Геннадьевич и я – коренной тагильчанин. Бабушка по отцу, Вера Павловна, рассказывала, что ее дед когда-то срубил для большой семьи избу в районе здания нынешнего «Тагилбанка». Причем срубил, как она подчеркивала, из сосен, росших здесь же, рядом с берегом реки Тагил.

Предки всегда занимались металлургией, а конкретно – прокатным делом. Мой дед, Иван Демидович, например, трудился на прокатном стане завода имени Куйбышева. В Великую Отечественную войну имел бронь. А умер летом 1943 года – от… дистрофии. У меня маленького, помню, никак не укладывалось в голове, как было можно в глубоком тылу умереть от голода. Пока бабушка не объяснила, что выдаваемый ему паек дед нес домой, чтобы прокормить младших детей. Тех, что не ушли на фронт сражаться с немецко-фашистскими захватчиками.

В годы войны семья потеряла не только основного кормильца. В 1942-м в окруженном Севастополе пропал без вести лейтенант Сергей Минеев. О его судьбе до сих пор ничего не известно. Более счастливо пролегли фронтовые дороги моего отца, Минеева Геннадия Ивановича.

Призванный в октябре 1941-го, он сразу же попал в бои за Москву, где ему ампутировали отмороженный на ноге палец. Дважды раненый и контуженный, отец прошел всю войну и закончил ее в Монголии. Демобилизовавшись в 1947-м, он с Дальнего Востока вернулся в родной Нижний Тагил, где поступил работать на металлургический завод. Сначала строил рельсобалочный цех, а потом до своей ранней смерти в 46 лет трудился там же бригадиром на участке рельсоотделки.

Следуя семейной традиции, я после восьмого класса средней школы тоже решил стать прокатчиком. И поступил в горно-металлургический техникум имени Черепановых, который успешно закончил и получил направление на работу на Пермский машиностроительный завод имени Ленина. Где целых два месяца, до призыва в армию, успел потрудиться контролером ОТК прокатного цеха. Вот здесь-то моя вроде бы размеченная на годы вперед жизнь и дала первый сбой.

В армию меня на областном сборном пункте не взяли: сказали, не прохожу по здоровью. Поскольку в Перми я уже рассчитался, пришлось вернуться в Нижний Тагил. Вот так в начале октября 1968 года я и оказался в родном городе. И другого пути, как на НТМК, для себя не видел. Но здесь вновь вмешался в дело его величество случай.

Надо сказать, еще обучаясь в техникуме, я пристрастился к занятиям журналистикой. Был тогда в этом учебном заведении факультет общественных профессий, одно из отделений которого вела учитель литературы Маргарита Филипповна Бельченко. Она не только рассказывала, как делаются газеты – от стенной до городской, но и приглашала вести занятия профессиональных журналистов из «Тагильского рабочего». Лекции о газетных жанрах нам читали Маргарита Николаевна Литвинова, Ирина Николаевна Денисова, Павел Борисович Гуськов. Они же вели практические занятия на редакционном факультете советской печати, в ходе которых мы писали информации и репортажи, брали первые в своей жизни интервью. Лучшие и самые удачные материалы находили место на страницах «Тагилки».



Газетное дело мне нравилось. Общение с самыми разными людьми, смена новых сфер деятельности, напряженный ритм подготовки к печати материалов – все это очень разнилось с привычной повседневностью. Но диплом по специальности «Прокатное производство» иной стези кроме металлургической не подразумевал. Поэтому, как только уладили формальности с городским военкоматом, я пошел устраиваться на комбинат. Пошел пешком и на улице Газетной, где тогда размещалась редакция, нос к носу столкнулся с ответственным секретарем газеты Гуськовым.

- Куда путь держишь?- поинтересовался Павел Борисович.- Ну-ка, заходи в гости.

Слово за слово, Гуськов тут же выяснил мою ситуацию. И предложил: попробуй-ка, парень, профессиональных корреспондентских хлебов. Хочешь, попрошу редактора многотиражной газеты «Тагильский металлург» Василия Михайловича Русакова взять тебя к себе? Тут же набрал его по телефону и обо всем договорился. Так что на комбинат я в этот день пришел, но не в отдел кадров, а в редакцию заводской многотиражки.

А буквально через полтора месяца, во второй половине ноября 1968-го, все тот же Гуськов пригласил меня к редактору «Тагильского рабочего» Александру Дмитриевичу Ермакову, который предложил перейти на работу в городскую газету. Для начала –литературным сотрудником по договору. То есть ты в штате, но без оклада. Только на гонораре: что заработаешь, то и твое.

Не задумываясь, принял это предложение и ни разу впоследствии не пожалел.

SJ7X6414-01.jpg

В редакции прошел все ступени карьерного роста – от младшего литературного сотрудника до директора-главного редактора. Понимая, что без теоретической базы в профессиональной деятельности никуда, окончил факультет журналистики Уральского госуниверситета имени А.М. Горького. Между прочим, диплом признали лучшим на выпуске. А назывался он «Фельетон в газете».

Дважды не по своей воле уходил из «Тагилки». Первый раз в начале восьмидесятых - четыре с лишним года отдал партийной работе, был инструктором отдела пропаганды горкома КПСС. Второй раз – в 2002-м. Тогда с подачи своего ретивого пресс-секретаря Александра Соловьева глава Нижнего Тагила Николай Наумович Диденко затеял слияние городской газеты, телевидения и радио. Все – ради того, чтобы переизбраться на пост мэра. Как главный редактор и директор уже муниципального к той поре учреждения я был категорически против. Объяснял главе, что никаких экономических предпосылок для объединения, как уверял его Соловьев, нет и в помине. И ничего глава, кроме головной боли, от этого не получит. Однако тот стоял на своем.

Кончилось все тем, что я послал Диденко классическим русским маршрутом и ушел, хлопнув дверью его кабинета. На следующий день получил распоряжение главы о разрыве трудового контракта, а уже к вечеру позвонил заместитель генерального директора Уралвагонзавода по персоналу Владимир Федорович Щелоков, с которым мы были хорошо знакомы еще по партийной работе, и недоверчиво спросил:

- Ты что, в самом деле ушел из «Тагильского рабочего»?

В общем, через день после бурного прощания с мэром я был назначен начальником создаваемого на Уралвагонзаводе управления по связям с общественностью и СМИ и одновременно – пресс-секретарем генерального директора Николая Александровича Малых. Здесь и проработал почти восемь лет, пока не пришла на головное предприятие корпорации новая управленческая команда. А спустя какое-то время судьба вновь привела меня в «Тагильский рабочий». Круг, как говорится, замкнулся.

В конце далеких шестидесятых…

К моему приходу в газету в 1968-м ее тираж составлял 80 тысяч экземпляров. «Тагильский рабочий» выходил на четырех полосах большого формата А-2 пять раз в неделю. Четыре номера были черно-белыми, а субботний имел две краски. Каждый выпуск открывался обязательной передовой статьей, темы которых были расписаны на месяц вперед и готовились поочередно всеми отделами. Их насчитывалось девять и у каждого была своя тематика: партийная жизнь, промышленность и транспорт, строительство, советское строительство, культура и быт, информация, иллюстрация, письма трудящихся и их обращения, реклама.

Всего в штате состояли 24 журналиста, причем писали все – и редактура, и сотрудники секретариата, не говоря уже о корреспондентском составе.

Рабкоры.jpg
Рабкоры. 

     Активно привлекались к сотрудничеству с редакцией рабочие корреспонденты. Ими являлись каменщики и штукатуры, учителя и врачи, сталевары и водители, комсомольские и партийные работники, директора предприятий и организаций. Чуть ли не в каждом номере появлялись материалы за подписью будущего Героя Социалистического труда, оператора крупносортного цеха металлургического комбината Сергея Мелехина, машиниста подъема шахты «Магнетитовая» Николая Мосиенко, преподавателя школы № 6 Александра Лира и многих других добровольных помощников газеты.

Рабкоров к Дню печати, а проходил он тогда 5 мая, в день выхода первого номера большевистской газеты «Правда», в Нижнем Тагиле отмечали премией имени Григория Быкова. Был в тридцатые годы такой рабочий корреспондент у «Тагилки» - шахтер, по легенде погибший в тридцатые годы за свою активную газетную деятельность и разоблачение врагов и вредителей советской власти. Премию, как правило, ежегодно присуждали одному-двум лауреатам.

IMG_4283.JPG

За каждую газетную публикацию авторам, хоть штатным, хоть внештатным, начислялся гонорар. Пропорция была жесткая: не менее сорока процентов гонорарного фонда обязательно шло авторскому активу и шестьдесят процентов – штатным журналистам. И хотя у них оклады были не ахти какие, а ставки от младшего до старшего литературного сотрудника варьировались в диапазоне 70-90 рублей, вместе с гонораром, если, конечно ты его зарабатывал, получалось неплохо. Естественно, по тем временам.

Практически весь творческий состав редакции, за малым исключением, имел высшее профессиональное образование. Этим во многом объяснялось не только отличное качество публикуемых газетой материалов, их оперативность, но и разнообразие используемых тем и литературных жанров. Это были информации и репортажи с места событий, корреспонденции и статьи, рейды печати, фельетоны и сатирические заметки, зарисовки и очерки, письма читателей и их обзоры. Регулярно выходили тематические полосы: «Литературная страница», «События в мире», «Контроль народный, действенный», допризывникам посвящались выпуски «Верно Родине служить».

Кирпиков.jpg

Пятничные номера обычно украшала подборка «Горячего цеха». Этот сатирический раздел пользовался у читателей особой популярностью. И было за что. Авторы публикаций, не стесняясь, бичевали недостатки жизни: бездорожье и бескультурье, плутовство начальства всех уровней, хамство торговых и коммунальных работников, глупости вышедших руководящих документов и т.д. Едва ли не каждый материал сопровождался великолепным шаржем редакционного художника Алексея Николаевича Кирпикова.

Про этого человека обязательно надо рассказать отдельно. У него была непростая судьба. После революции 1917 года его семья оказалась в Китае, где и прошли детские годы Алексея. В СССР он вернулся в начале пятидесятых. Кирпиков виртуозно владел кистью и тушью, а во времена черно-белой печати большего и не требовалось. Алексей Николаевич работал очень быстро, его рисунки рождались буквально за час-полтора после получения задания и тут же шли в секретарские макеты полос, а уже завтра ими любовались читатели «Тагильского рабочего».

В дружеских шаржах, которыми художник одаривал каждого сотрудника редакции и ее гостей, Кирпиков всегда схватывал главное в характере человека. Он умел очень деликатно, с тонким юмором подчеркнуть особенности того или иного лица. Недаром его портреты до сих пор хранят многие редакционные герои тех лет или их наследники.

Кирпиков, кстати, отлично играл в биллиард и настольный теннис, традиционно журналистские спорта, не один год выигрывал редакционные чемпионаты. В семидесятые годы Алексей Николаевич переехал в Свердловск, нынешний Екатеринбург, где успешно трудился в уральском филиале Внешторгиздата.

Раз уж речь зашла об отделе иллюстрации, а Кирпиков возглавлял его, надо рассказать и о тех, кто делал фотографии. Фотокорами «Тагилки» в те годы были Юрий Андреевич Хренов и Анатолий Витальевич Горьков. Первый из них в конце шестидесятых практически уже заканчивал газетную работу. Хренов не только делал снимки, но и хорошо писал текстовые материалы, особенно информационных жанров. Его напарник наоборот – мог принести с события множество великолепных фотографий, зато писать текстовки под них было для него сложной задачей.


IMG_4261.JPG


Горькову одинаково удавались как репортажные снимки, так и портреты героев газетных публикаций. Во втором полугодии 1969-го, когда на НТМК близилось к завершению строительство на тот момент крупнейшей в Европе доменной печи № 6, «Тагильский рабочий» на первой полосе крупно опубликовал будущий знаменитый снимок своего фотокора: группа строителей и монтажников запечатлена на самой вершине домны на фоне полощущегося на ветру знамени. Яркий и эмоциональный снимок стал победителей конкурса «Известий», Горькову предложили работу в редакции этой всесоюзной газеты. Не знаю, что сыграло свою роль, но от лестного предложения Анатолий Витальевич отказался и еще десятки лет отдал городскому изданию.


IMG_4262.JPG


     Вместо ушедшего на пенсию Хренова взяли недавнего внештатника, слесаря металлургического комбината Александра Даниловича Меркушева. Он вполне справлялся с обязанностями редакционного фотокора, оперативно иллюстрируя события в многообразной жизни города. Тандем Горьков-Меркушев просуществовал долго, оба они позже перешли на цифровые камеры, успешно освоили компьютерные программы обработки иллюстрационных материалов.

После Кирпикова редакционными художниками были Николай Стариков, Маргарита Кашичкина, Николай Черемных и Дамир Юсупов. С последним, кстати, мы сделали для «Тагильского рабочего» новый газетный титул – с ныне ставшей символом города башенкой на Лисьей горе.

Каждый день на ремень

Газетная работа, особенно если речь идет о редакции ежедневного издания, зачастую тяжелый и изматывающий труд. Можешь ты или нет, здоров или тебе неможется, а каждый номер требует сдачи определенного количества строк. Или закрытия твоего места на полосе – смотря как в редакции принято. Не напрасно наш ответсек Гуськов говаривал, что журналистика – это каждый день на ремень. Умри, а будь добр принести в секретариат материалы объемом не менее двухсот газетных строк. Вот тогда к тебе нет вопросов.

Большинство сотрудников «Тагилки» с нормативами сдачи справлялись успешно. В загашнике у каждого всегда были темы и факты, на основе которых можно было готовить не просто текущие, а общественно-значимые материалы. Помогал и рабкоровский актив, публикации которого в обязательном порядке делал каждый отдел. Номера выходили интересные читателю, боевые и самые разнообразные по тематике.

Каждая подписная кампания, а они в семидесятые годы прошлого века проходили один раз - преимущественно осенью и на весь следующий год, увеличивала тираж «Тагильского рабочего» на полторы-две тысячи экземпляров. Городской комитет КПСС, чьим печатным органом была газета, нередко пускался на маленькие хитрости: рядовым коммунистам в условиях дефицита получения единственного местного издания принудительно «пристегивали» к нему подписку на партийную газету «Правда». Кстати, редактор «Тагилки» всегда входил в состав бюро горкома, а его заместитель, как правило, был или членом пленума горкома или членом президиума городского Совета народных депутатов.

На мой век пришлась работа с несколькими редакторами городской газеты.

Александр Дмитриевич Ермаков, который и пригласил меня в редакцию, был, наверное, самым колоритным из них. Фронтовик, прошедший всю Великую Отечественную, в Нижний Тагил он попал после окончания факультета журналистики УрГУ имени А.М. Горького в начале пятидесятых годов прошлого века. Трудился корреспондентом, заведующим отделом, заместителем редактора. Редакторскую эстафету принял у Александра Николаевича Серкова, который журналистского образования не имел, что не помешало ему в период руководства редакцией резко поднять тираж издания и его авторитет.

Из «Тагилки» Серков ушел на должность секретаря по идеологии городского комитета партии. Раз в два-три месяца на страницах газеты регулярно появлялись его большущие статьи к юбилейным датам выхода той или иной ленинской работы или по вопросам развития идеологической деятельности в трудовых коллективах Нижнего Тагила. Изредка Александр Николаевич наведывался в гости к журналистам, а постоянные контакты поддерживал только с фотокором Горьковым, который всегда очень тепло отзывался о Серкове-редакторе.

Ермаков не лез в материалы, что называется, по мелочам. Да и нужды такой не было: до него оригиналы корреспондентов читали заведующие отделами, заместители ответственного секретаря и сам ответсек. Все «блохи» вылавливали они, а за грамотностью следила бригада корректоров во главе с Евгенией Семеновной Журавлевой.

Редактор всячески поддерживал журналистскую инициативу. Могу сослаться на собственный опыт. В январе 1969 года, когда в космос полетел очередной советский экипаж во главе с Б.В.Волыновым, я случайно узнал, что на аэродроме «Сокол» под Нижним Тагилом служит его однокашник по Волгоградскому военному училищу капитан Анатолий Белоусов. Дело было в выходные, согласовывать задание оказалось не с кем. Решил найти сослуживца космонавта и сделать с ним материал.

Морозы в те дни стояли серьезные: градусов за тридцать. Но трамваи на Вагонку ходили, а вот автобусы до села Покровского, рядом с которым и располагался «Сокол» - нет. А там идти километров восемь. Что делать? Деваться некуда – пошел пешком. Уже перед самым селом подхватила попутка, довезли аж до КПП аэродрома, где дежурный долго не мог понять, как я к ним попал и можно ли меня пускать на территорию части.

Пришел замполит, с помощью которого меня отправили на взлетно-посадочную полосу, где в составе экипажей дежурной «двойки» находился мой будущий герой. Интервью с ним пошло на первую полосу ближайшего номера. А Ермаков на летучке всячески поддержал такую самостоятельность. И гонорар утроил.

Редакторство Александра Дмитриевича закончилось внезапно. Его сын в компании с одноклассниками попал в милицию. Завели дело, состоялся суд, сын получил срок. В советское время отец за поступки сына отвечал по всей строгости: Ермакова горком из редакторов перевел в заместители. В это же время из редакции с повышением – замом редактора областного «Уральского рабочего» ушел замредактора «Тагилки» Арнольд Вениаминович Уряшев. Новым руководителем городской газеты назначили недавнего заведующего строительным отделом Сергея Кронидовича Быстрова.

В его заместителях Ермаков пробыл года полтора-два, пока в 1973-м сектор печати обкома КПСС не предложил ему возглавить городскую газету областного центра «Вечерний Свердловск». Ее он редакторствовал до 1985 года, а потом перешел на преподавательскую работу в университет, где был доцентом кафедры партийной и советской печати. Александр Дмитриевич – автор нескольких книг, особенно любил писать очерки о людях.

С Быстровым очень недолго, меньше года, я проработал в строительном отделе. Тогда как раз завершалось сооружение домны № 6 и материалы с ее площадки шли в каждом номере. В отделе, кроме меня и заведующего, был еще старший литсотрудник Анатолий Яковлевич Матвеев. Опытный газетчик, он одинаково успешно писал рейды печати и статьи, репортажи с места события и юмористические заметки. Но особенно удавались ему очерки о людях, где характер героя виден был через этапы его жизни, а качества лидера проявлялись в труде и быту.

Позже, где-то в середине семидесятых, Матвеев перешел на работу на Уралвагонзавод – инженером по соцсоревнованию в отдел труда и зарплаты. Вместо него в отдел пришли Дина Васильевна Вендер и Александр Давыдович Городзейский, а несколько позже – Николай Степанович Кузьмин и Илья Григорьевич Есипович. Их эстафету в начале восьмидесятых приняла Римма Самуиловна Свахина, перешедшая в «Тагильский рабочий» из многотиражной газеты «Строитель». Она отдала городской газете более тридцати лет и не раз становилась победителем творческих конкурсов журналистов Нижнего Тагила и области.

Быстров.jpg

В бытность Быстрова заведующим строительным отделом редкий номер «Тагильского рабочего» обходился без материалов Сергея Кронидовича. Став редактором, он, конечно, снизил творческую активность, а преобладающей темой его публикаций стало краеведение. Быстров писал преимущественно о Мурзинке и основателе музея камня Иване Ивановиче Звереве, с которым дружил. Часто выезжал в пригород. Делал он это так: утром приходил в редакцию, а через час-полтора вызывал водителя Сергея Борисовича Смирнова и отправлялся с ним, как сам говорил, в поля. Кабинет редактора при этом был открыт, а хозяйские очки покоились на столе. Было полное впечатление, что владелец кабинета просто вышел на минуточку.

Быстров старался не обострять отношения: ни с горкомом партии, ни с хозяйственными руководителями Нижнего Тагила. Опять же два примера из собственной практики. Обычно для того, чтобы фельетоны сотрудников увидели свет, достаточно было визы редактора. Поэтому я очень удивился, когда он попросил согласовать с заведующим отделом административных органов горкома КПСС Владимиром Петровичем Страшко мой фельетон, построенный на смешном факте. Охрана мясокомбината отмечала юбилей своего начальника продуктами, конфискованными у рабочих-несунов. Страшко, прочитав материал, долго смеялся, а потом предложил:

- Давай мы сначала наведем порядок на предприятии, уволим начальника охраны, а потом уже можно и фельетон публиковать.

Как я не доказывал ему, что после драки кулаками не машут, Страшко стоял на своем. Фельетон пошел в корзину – первый и единственный из всех, что довелось писать.

Второй пример тоже связан с фельетоном. Его героями являлись руководители-матерщинники, для которых крепкое словцо на совещаниях и заседаниях было в порядке вещей. В числе прочих в материале фигурировал директор треста крупнопанельного домостроения. А редакция как раз готовила проект сооружения пристроя к типографии и, чтобы здание делали не из панелей а из мелких блоков, требовалась согласование того самого директора. Быстров, объяснив мне ситуацию, попросил заменить в материале руководителя ДСК на кого-то другого. Ради редакционных интересов пришлось пойти навстречу.

Редакторствовал Быстров долго, даже на пенсию вышел года через два после достижения рубежного возраста. А вот его пенсионный век оказался недолог – подвело здоровье. Хотя, помнится, на вечере по случаю его прощания с редакцией Сергей Кронидович, вспоминая пережитое на редакторском посту, удовлетворенно говорил, что главное, что ему удалось – сохранить здоровье. Получается, не сохранил…

IMG_5435.jpg

Долгим был и редакторский стаж Юрия Александровича Золотухина – сменщика Быстрова. Именно при Золотухине «Тагильский рабочий» достиг вершин своей популярности: в конце восьмидесятых-начале девяностых годов прошлого века тираж газеты доходил до 118500 экземпляров. При нем же, уже на финише перестроечных лет, когда на смену диктатуре коммунистической партии пришли товарно-денежные отношения, началось и ускорилось падение. В кризисе, прежде всего экономическом и творческом, который, по-моему, длится до сей поры, оказалась вся печатная пресса России.

В журналистику Золотухин пришел из рабкоров. Сотрудничество сначала с «Тагильским металлургом», а затем и «Тагильским рабочим» он начинал, будучи электриком на металлургическом комбинате. Вместе с ним мы поступали на журфак УрГУ, вместе ездили на сессии и заканчивали учебу. Юрий Александрович, тоже прошедший школу партийной работы, и до ухода в горком, и после возвращения в редакцию, специализировался на экономической тематике. Охотно и много писал о прежних коллегах – металлургах, а курируя в промышленном отделе редакции Уралвагонзавод, активно занимался и проблемами развития этого гиганта отечественного машиностроения.

На время редактора Золотухина выпали не только экономические катаклизмы. Первые митинги борцов за экологию, первые ростки новых форм хозяйствования – кооперативы, а затем и многочисленные ООО и ЗАО, первые официальные криминальные разборки тоже пришлись на этот период. Как и открытие архивов, трансформация истории государства российского и его советского периода. Всем этим жила страна, эти же темы находили свое отражение на газетных страницах.

SJ7X6369_золотухин.jpg

«Тагильский рабочий» в шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых года прошлого века, да и в самом начале девяностых тоже, был одной из тех немногих газет Среднего Урала, которая приносила стабильную прибыль. Но, в отличие от «Уральского рабочего» и молодежной «На смену!», его прибыль не уходила в партийную кассу, а ежегодно шла в областной бюджет. Цифра была приличная – если мне изменяет память, порядка пяти миллионов рублей в конце восьмидесятых. На эти деньги, что не скрывало управление печати облисполкома, а позже его преемник – областное издательство «Газета» содержалась добрая половина районных и городских изданий региона. Сама редакция «Тагилки» при этом жила по смете, где было расписано все до копейки и выход на пределы любой статьи, скажем так, категорически не приветствовался.

Мне, как заместителю, а потом и первому заместителю редактора, приходилось заниматься финансово-хозяйственной деятельностью редакции. И такой порядок сотрудничества с областным руководством откровенно не нравился, как и Золотухину. Тут как раз в СССР провозгласили внедрение принципов хозяйственного расчета и мы поставили условие своему областному начальству: не менее половины прибыли должно оставаться в распоряжении самой редакции. Половину нам, конечно, после долгих препирательств никто не дал, но со сметы нас сняли и предоставили свободу хозяйствования над теми деньгами, что оставались газете.

Именно тогда случился самый вольный период жизни редакции. На свои деньги при долевом участии Уралвагонзавода мы возвели пристрой к типографии, дали кредит ее директору Ивану Никитовичу Шапкину на приобретение первой индийской ротационной машины, обновили транспорт и выкупили склад для бумаги. Подняли должностные оклады сотрудников и увеличили гонорарный фонд. Приобрели компьютерную технику и освоили современные технологии производства газеты. «Тагильский рабочий», в числе крупнейших предприятий города, стал учредителем коммерческого «Тагилбанка» и наравне со всеми внес в его уставный капитал миллион рублей.

Все обрушили гайдаровские экономические реформы. Цены на полиграфию, услуги информационных агентств, газетную бумагу, услуги связи по доставке номеров подписчикам даже не росли, а галопировали из месяца в месяц и из года в год. Народ нищал на глазах, накопления практически у всех пропали. Люди просто выживали, а привычная потребность в городской газете отступала на второй или даже третий план перед необходимостью кормить семью. Как следствие – грохнулись тиражи всех периодических печатных изданий, в том числе и «Тагильского рабочего».

На пенсию Золотухин ушел практически день в день со своим шестидесятилетием – в начале 2001-го. С ним закончилась неписаная традиция газеты: обычно ее редактора трудились на своем посту по 10-15 лет. И я, его преемник, и те, кто редакторствовал после, надолго в своем кресле уже не задерживались. Причины у всех были разные, но, может, это стало свидетельством динамичности наступившего нового газетного времени. Времени, когда печатные издания ищут свое место на информационном поле в век господства электронных СМИ - телевидения, интернета и социальных сетей.

Штаб редакции

Но вернемся все-таки в конец шестидесятых. Вспомним тех, кто трудился в городской газете тогда и в последующие десятилетия, без чего явно ущербной будет история тагильской журналистики.

Центром или штабом любой газетной редакции всегда был и остается секретариат. Сюда стекаются материалы корреспондентов и заведующих отделами, здесь формируется содержание каждого номера, выстраивается его иллюстрационный ряд. Говоря высоким штилем, секретариат практически осуществляет политику руководства издания, в том числе конкретно определяет полосу и место на ней для каждой большой или маленькой публикации. Он же отправляет номер в печать – после вычитки полос дежурным редактором.

К моему приходу в «Тагильский рабочий» руководил секретариатом Павел Борисович Гуськов. Газетчик он был от бога. Знал и понимал, что происходит в городе, вычленял главное. Во главу угла ставил, помимо точности фактов, оперативность публикации материалов, предпочитал, чтобы они начинались со слова «вчера». Даже специальную рубрику завел: «Вчера в городе».

Гуськов быстро и легко сходился с людьми, мог их разговорить. Предпочтение отдавал спортивной тематике, отслеживал, в частности, выступление в чемпионате страны футболистов команды металлургов «Уралец». Параллельно вел правоохранительную тему, много и интересно писал о работе сотрудников милиции: ходил с ними в рейды, занимался расследованием нашумевших дел, использовал фактуру для подготовки сатирических выступлений в «Горячем цехе». Очень ценил творчество редакционного художника Кирпикова.

У Пал Горыныча, как шутя называли Гуськова в коллективе, был очень неразборчивый почерк. Его макеты полос с названиями материалов нередко были ребусом для метранпажей типографии, осуществлявших верстку. Один из них, Юрий Федорович Соснин, как-то попросил пробегавшего мимо ответсека прочитать написанный его рукой заголовок материала. Гуськов долго вглядывался в собственные каракули, потом вернул макет Соснину со словами:

- Слушай, не могу прочитать. Действуй методом исключения.

Гуськов ушел от нас в газету «Советская Россия», куда его пригласили корреспондентом по Удмуртии. Но в республиканском издании он не задержался и вскоре уже трудился на Первом канале – руководил корреспондентским пунктом на Северном Кавказе. В первую чеченскую войну телевидение часто показывало репортажи Павла Борисовича. Мы с ним изредка созванивались, а потом он долго на звонки не отвечал. Как выяснилось, прорываясь с бойцами из окружения боевиков, Гуськов в горах подхватил сильнейшее воспаление легких, от которого пришлось избавляться в больницах и санаториях Минобороны. За свой журналистский труд он тогда получил боевую награду.

У Гуськова в секретариате были два заместителя – Борис Васильевич Марусич и Владимир Моисеевич Свалов. На них лежала вся черновая работа по вычитке сдаваемых из отделов материалов и составлению макетов полос. Что не избавляло их от подготовки собственных публикаций. Марусич, завзятый книгочей, специализировался на книжных рецензиях. Свалов много писал о тагильском хоккее – он тогда в городе развивался и с мячом, и с шайбой.

Марусичу позже пришлось по семейным обстоятельствам перебраться в Белгород, где он успешно трудился в областной газете. Свалов нашел в редакции свое семейное счастье с корректором Ниной Новоселовой и ушел на пенсию.

Еще при Гуськове им на смену пришли заместителями ответственного секретаря Андрей Михайлович Тереб и Анатолий Николаевич Шастин. Последний в корреспондентском творчестве отдавал предпочтение репортажам и сатирическим жанрам, но, к сожалению, рано ушел из жизни. Тереб принял эстафету у Марусича по части книжных рецензий, нередко готовил материалы по военно-патриотическому воспитанию молодежи. С уходом Гуськова он занял должность ответсека и успешно трудился на ней много лет.

В семидесятые-восьмидесятые годы в секретариате «Тагильского рабочего» работало немало редакционной молодежи. Это были Борис Абрамович Кортин, Николай Степанович Кузьмин, Илья Григорьевич Есипович, Владимир Васильевич Попов, Сергей Леонардович Лошкин, Владимир Иванович Маркевич. Пройдя корреспондентскую практику, они постигали тонкости профессии именно в редакционном штабе. У каждого из них была своя творческая судьба. Кто-то, как Кузьмин и Попов, рано ушел из жизни. Кому-то выпала дальняя дорога, а кто-то, как Маркевич, до сих пор трудится в родной редакции.


фото009.jpg



Основа основ

Традиционной структурой для редакции «Тагильского рабочего» всегда были отделы. Распределение между ними тем и направлений деятельности позволяло четко структурировать ответственность сотрудников за освещение в газете самых разных сфер жизни большого города.

В советские времена коренником считался отдел партийной жизни, руководитель которого, как правило, был вторым заместителем редактора.

В конце шестидесятых этим человеком являлась Маргарита Николаевна Литвинова. Ее газетная судьба связана с Нижним Тагилом с 1953 года, когда недавняя выпускница факультета журналистики УрГУ по распределению приехала в индустриальный центр Свердловской области. Приехала из-за мужа, трудившегося на металлургическом комбинате, хотя работу ей предлагали в областных центрах СССР. Тогда, кстати, в редакции появился целый отряд дипломированных газетчиков: Ермаков, Уряшев, Литвинова, Багаутдинова. Они и стали той силой, что вывела «Тагилку» на качественно новый уровень.

Маргарита Николаевна прошла в редакции все ступени творческого и карьерного роста. Много лет именно она вела занятия на факультете советской печати, где азы газетной работы постигали старшеклассники школ города, учащиеся техникумов и студенты вузов, рабкоры с предприятий. Заботливая и внимательная, она по-матерински опекала своих воспитанников, помогала им советом при выборе тем и придумывании заголовков. Да и с житейскими проблемами всегда за помощью шли к Литвиновой.

Освещение деятельности партийных, комсомольских и профсоюзных структур, а они тогда существовали повсеместно как на крупных промышленных предприятиях, так и в самых малых организациях, для городской газеты было делом обязательным и строго контролируемым райкомами и горкомом КПСС. Кроме заведующей в отделе всегда были два корреспондента. Вместе с Литвиновой эту нелегкую ношу несли Ирина Николаевна Денисова, позже перешедшая в редакционный отдел промышленности и транспорта, и Владимир Борисович Туболев, будущий член Союза писателей СССР. Уже тогда он публиковал свои рассказы и исторические повести, что не мешало ему строчить отчеты с партконференций и раз за разом выдавать очерки о передовых коммунистах.

P1211324.jpg

Отдел Литвиновой обычно отвечал за подготовку и публикацию материалов со всех крупных общегородских мероприятий. Таких в начале семидесятых годов было немало. То городу вручали орден Трудового Красного Знамени – за успехи в развитии промышленного производства, особенно отраслей черной металлургии и машиностроения. То он торжественно отмечал свое 250-летие и учреждал звание Почетного гражданина Нижнего Тагила с вручением знаков и алых лет первой пятерке самых-самых.

Случались и печальные поводы. Газета, например, на первой полосе размещала репортаж из драмтеатра с похорон безвременно ушедшего 41-летнего первого секретаря горкома партии Дмитрия Петровича Клочкова. Или рассказывала об обстоятельствах гибели при задержании опасного вооруженного преступника полковника милиции Иосифа Матвеевича Горошникова.

Рубрика «Партийная жизнь» кочевала из номера в номер. Материалы для нее в разные годы готовили Иван Дмитриевич Середа и Лидия Николаевна Коробицина, Виталий Иванович Костромин и Геннадий Павлович Панюхин. Первые двое, создав в редакции семейный союз, продолжили свой творческий рост в Свердловске. Костромин потом лет десять редактировал многотиражную газету Уралвагонзавода «Машиностроитель», а затем, на рубеже гайдаровских реформ, учредил и издавал поныне живущее рекламное издание «Всем!». Панюхин же, выходец с вагоностроительного гиганта, редактировал многотиражку комбината «Тагильский металлург» и стал первым директором муниципального телевидения – студии «Тагил-ТВ», автором нескольких книг.

Где-то в середине семидесятых Литвинова вместе с мужем, направленным от НТМК как советский специалист, уехала на несколько лет в Индию. Ее место в отделе партийной жизни занял Валерий Иванович Кузин. Имея опыт партийной работы в горкоме КПСС и редакторские навыки в том же «Машиностроителе», он быстро вошел в редакционный ритм. Вместе с ним в отделе трудились недавняя выпускница журфака УРГУ Татьяна Николаевна Наймушина, которой отдали молодежную тематику, и Юрий Иванович Майоров. Он, впрочем, довольно быстро ушел собкором «Лесной газеты». А Татьяна Наймушина, хлебнув в Нижнем Тагиле газетного лиха полной мерой, позже перебралась в Свердловск, в ныне почивший «Уральский рабочий».

IMG_20180720_112532.jpg

Ее сменщиком в отделе в начале восьмидесятых стал недавний внештатный автор газеты Илья Григорьевич Есипович. Бывший работник треста «Тагилстрой» немало писал и о проблемах промышленного и жилищного строительства в городе, трудился в секретариате редакции. В годы перестройки он уехал с семьей из России.

С молодежной тематики в отделе партийной жизни начинал газетную карьеру и выпускник журфака УрГУ Борис Абрамович Кортин. Позже он перешел в секретариат, где под началом А.М. Тереба занимался макетированием и версткой номеров, не забывая активно писать о делах тагильской комсомолии. Из «Тагильского рабочего» Кортин ушел в «Уральский рабочий», активно сотрудничал с центральными изданиями. Много лет отдал он работе в департаменте информационной политики губернатора Свердловской области, а собранный в Нижнем Тагиле материал зачастую использовал в своих книгах.

Вообще тагильская школа журналистики для сектора печати обкома КПСС была своеобразным знаком профессионального качества. Как мне говорил бывший сотрудник отдела партийной жизни «Тагилки», а потом инструктор того самого сектора Алексей Петрович Воробьев, которого я в редакции уже не застал, любой корреспондент «Тагильского рабочего» был готовым редактором городской или районной газеты региона. Другое дело, что не каждый на такие предложения соглашался, хотя время от времени они поступали.

После возвращения из Индии Литвинова продолжила работу в редакции. Много писала о людях города, проблемах его развития. Маргарита Николаевна пользовалась большим авторитетом в партийно-хозяйственном активе и среди творческой интеллигенции. Когда в кризисные девяностые «Тагильский рабочий» распрощался с ней, Литвинову охотно взяли в возобновивший свое издание «Горный край», где и завершилась ее творческая жизнь.


IMG_0250.jpg

Практически такая же судьба была у еще одного ветерана тагильской журналистики Тамары Александровны Багаутдиновой. Ее редакционной стезей стал отдел советского строительства, к которому тесно примыкали сферы торговли и общепита. Материалы о деятельности органов исполнительной власти – Советах народных депутатов районного и городского уровня регулярно выходили на страницах «Тагильского рабочего». Как и очерки и зарисовки о народных избранниках. Будучи воспитанницей Детского дома № 1, Багаутдинова не раз писала об этом уникальном учебно-воспитательном заведении и его преподавателях, давших путевку в жизнь сотням бывших беспризорников и так называемых трудных детей. Эти публикации легли в основу книги, увидевшей свет уже в 2015 году.

У Тамары Александровны был, что называется, нюх на «жареные» факты, которых всегда хватало в торговле и общепите. Ей, например, первой и одной из немногих дал в «красной» колонии № 13 свое интервью отбывавший наказание бывший зять Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, первый заместитель министра внутренних дел СССР генерал-полковник Юрий Чурбанов. Эту гвоздевую публикацию «Тагильского рабочего» позже перепечатали многие отечественные и зарубежные издания.

Много лет сотрудником отдела, а потом, когда Багаутдинова вслед за мужем уехала в загранкомандировку в Иран, и его заведующим, был Василий Васильевич Ягушкин. Сибирский парень тоже окончил журфак УрГУ и по распределению приехал в Нижний Тагил. В «Тагильском рабочем» он прошел от корреспондента до главного редактора и только проблемы со здоровьем прервали его творческий путь. А у Тамары Александровны он, как и у Литвиновой, тоже завершился в «Горном крае».

К редакционным «тяжеловесам» относился также отдел промышленности и транспорта. Возглавлял его Владимир Петрович Нижник – корифей тагильской журналистики. Немногословный, слегка прихрамывающий на одну ногу и уже довольно возрастной, он с первого взгляда никак не походил на газетного волка. Это обманчивое впечатление нередко подводило героев его фельетонов и юмористических заметок. Нижник мастерски владел сатирическими жанрами и публиковался едва ли не в каждом выпуске «Горячего цеха».

Не менее успешен Владимир Петрович был и при подготовке наиболее ходовых газетных жанров – корреспонденций и статей, очерков о передовых тружениках. Его отдел практически всегда выполнял сдаваемый в секретариат недельный план подготовки материалов. У Нижника, кстати, постоянно имелись в загашнике готовые к печати публикации штатных и внештатных авторов. За глаза эту копилку в редакции нередко называли «квашпунктом», но секретариат, особенно летом, в период отпусков, регулярно приходил на поклон в отдел промышленности и транспорта, чтобы закрыть газетные полосы текущего номера.

Корреспондентом в отделе трудилась Светлана Александровна Крылова. Ее смело можно было назвать человеком настроения. Если Света с утра пьет чай и курит – сдачи от нее можно и не дождаться. Только Нижник мог себе позволить командирским тоном прервать эту хандру. Зато если у Крыловой душа поет, она такой материал выдаст на самую трудную тему - пальчики оближешь. На редакционной летучке только и разговоров будет, что об очередном крыловском шедевре.

Из «Тагильского рабочего» Светлана Александровна ушла в корпункт ТАСС. В ту пору был такой в Нижнем Тагиле и состоял он из одного сотрудника – Павла Трофимовича Тюрина. Опытнейший журналист, прошедший военкором всю Великую Отечественную войну, он частенько бывал в редакции городской газеты. Жил рядом, на перекрестке улиц Вязовской и Карла Маркса, а по весне, когда его подхваченная еще на фронте астма особенно давала о себе знать, первым делом выходил на охоту за корешками только что проклюнувшихся после зимней спячки лопухов. Их он сушил, размалывал и настаивал для лечения. Чем и спасался, как сам утверждал.

Когда корпункт в городе закрыли, Крылова осталась в системе ТАСС и переехала в какой-то областной центр – по-моему, в средней полосе России. К сожалению, она рано ушла из жизни.

Денисова.jpg

Еще одним корреспондентом отдела промышленности и транспорта была перешедшая из отдела партжизни Ирина Николаевна Денисова. Ее отец, Николай Владимирович , оставил яркий след в истории «Тагильского рабочего». Один из первых комсомольцев города, он пришел в журналистику в тридцатые годы прошлого века. В 1937 году его, уже заведующего отделом партийной жизни, исключили из партии в связи с делом врагов народа Марьясина и Окуджавы – директора и секретаря парткома Уралвагонзавода. И хотя Денисова восстановили в ВКП (б) еще перед Великой Отечественной войной, вернуться в «Тагильский рабочий» ему разрешили только в 1946 году, после чего он проработал в газете еще два десятилетия.

Ирина Николаевна достойно продолжила дело отца. Ее очерки и статьи, репортажи и корреспонденции публиковались чуть ли не в каждом номере газеты. Свой журналистский опыт она охотно передавала слушателям редакционного факультета советской печати, где вместе с Литвиновой вела теоретические и практические занятия. Позже Ирина Николаевна вместе с мужем перебралась в Москву.

IMG_20180720_112523.jpg

В самом начале семидесятых в отдел промышленности и транспорта пришел Юрий Александрович Золотухин. Здесь он трудился до перехода в отдел пропаганды и агитации горкома КПСС. В редакцию вернулся заместителем редактора, а потом, как уже говорилось, возглавил газету.

Если Золотухин и Денисова больше писали о делах на металлургическом комбинате, то выходец с Уралвагонзавода Геннадий Павлович Панюхин, также влившийся в редакционный коллектив в начале семидесятых, прекрасно разбирался в проблемах этого гиганта советского машиностроения. В те времена, кстати, журналистам было намного проще бывать на производстве, встречаться с рабочими, ИТР и служащими. Достаточно было договориться с администрацией или парткомом предприятия – никаких тебе пресс-служб и служб безопасности, никаких предварительно обговоренных тем и вопросов. Отчасти поэтому в публикациях газет и журналов того времени до сих пор чувствуется напряженный трудовой ритм больших и малых коллективов, а герои говорят живым, а не прилизанно бюрократическим языком.

Сказать, что Панюхин специализировался на очерках, значит погрешить против истины. Он одинаково легко писал практически все газетные жанры, но особенно удавались ему рассказы о людях. Искусство разговорить своих героев или поставить себя на их место в самых разных жизненных ситуациях делало его перо ярким и образным, а материалы – запоминающимися.

В промотделе в это же время трудился Владимир Федорович Васютинский, специализацией которого стал Высокогорский горно-обогатительный комбинат. Помимо журналистского навыка, он прекрасно владел немецким языком, что в дальнейшем и определило его жизнь. Из «Тагильского рабочего» Васютинский ушел собственным корреспондентом по Уралу газеты «Нойес Лебен». Издавалась такая ЦК КПСС специально для советских немцев. После ликвидации газеты Владимир Федорович вновь пришел в «Тагилку», а в 1990 году, к очередному юбилею НТМК, издал прекрасную книгу «Хранители старого соболя».

В промотдел в семидесятые годы после возвращения с Алтая в родной Нижний Тагил пришел и нынешний редактор «Тагильского рабочего» Сергей Леонардович Лошкин. Он занимался, в основном, металлургическим комбинатом. Писал о его проблемах и в секретариате, куда перешел по предложению ответсека. Лошкин, кстати, лет пятнадцать отдал редакции городского телеканала «Тагил-ТВ», где трудился главным редактором, пока у него не случился конфликт с недавно избранной мэром Валентиной Павловной Исаевой. Вам это мою ситуацию с Диденко не напоминает?

К числу ведущих, безусловно, относился строительный отдел редакции. В семидесятые годы прошлого века в городе активно возводились объекты промышленного и гражданского строительства, что находило отражение и в номерах «Тагильского рабочего». После сооружения на металлургическом комбинате шестой доменной печи пришла пора другой ударной стройки – стана проката широкополочных балов, в комплекс которого входили десятки больших и малых объектов. Вместо покосившихся деревянных домишек на старой Гальянке буквально на глазах рос новый Гальяно-Горбуновский жилой район, высотное строительство приходило в Дзержинский и Тагилстроевский районы.

Летописцами происходящих перемен, как я уже говорил, были журналисты строительного отдела. Много и охотно писали Дина Васильевна Вендер и Александр Давыдович Городзейский. И если первая к приходу в городскую газету была уже опытным, сложившимся журналистом, прошедшим школу комбинатской многотиражки, то Саша Городзейский хоть и был из числа редакционной молодежи, мало в чем уступал старшему товарищу.

Дина Васильевна, кстати, оставила яркий след в истории города. По ее инициативе и непосредственном участии, как редактора-составителя, вышло более десяти книг о людях Тагила в серии «След на земле». Александр Давыдович позже перебрался сначала в Казахстан, а потом в центр России, стал специализироваться на вопросах экономики. Последнее, что я о нем знаю – его работа в нижегородской газете «Биржа» заместителем главного редактора.

Еще один журналист строительного отдела «Тагилки», Леонид Сергеевич Кондрашевский, также принимавший активное участие в выходе специального выпуска городской газеты на возведении стана проката широкополочных балок – печатного листка «За стан!», к сожалению, потерялся из виду.

Спецвыпуск газеты редактировала тогда Ирина Николаевна Денисова, которая привлекала к подготовке материалов, в том числе и для номеров «Тагильского рабочего», многих сотрудников редакции. Одним из них был Валерий Абрамович Зальцман. В профессию он пришел довольно поздно: отслужив в армии поступил на журфак УрГУ, после окончания которого и вернулся в родной Нижний Тагил. Валера, уже уехав с Урала, нашел себя в писательстве – он автор нескольких книг, в том числе об известном восточном целителе Мирзакариме Норбекове. Знакомство с ним подвигло Зальцмана на освоение еще одной профессии – он стал не только журналистом и писателем, но и психоаналитиком.

Постаревший на 20 лет

Прервем рассказ об отделах редакции, чтобы сообщить, как в это же время, в середине семидесятых, сразу на 20 лет стала длиннее и богаче на сюрпризы история «Тагильского рабочего».

Само решение о создании в Нижнем Тагиле газеты «Рабочий» было принято 31 декабря 1925 года постановлением окружного бюро Нижнетагильской организации Российской коммунистической партии большевиков. По своему статусу печатное издание являлось окружным – оно распространялось не только в центре этого административного образования, но и в населенных пунктах, входивших в округ. А это были целых 16 волостей, только две из которых имели сельскохозяйственный профиль. Остальные были классическими для Урала – сугубо промышленными образованиями. К округу относились, например, Гороблагодатское, Кушва, обе Салды – Нижняя и Верхняя, села Лая и Петрокаменское.

Первый номер увидел свет 15 января 1926 года. Газета тиражом в несколько тысяч экземпляров выходила пять раз в неделю, за исключением воскресенья и понедельника. Номера были большого формата А-2, черно-белые, насчитывали от двух до четырех полос. Некоторые из них больше напоминали плакаты – настолько много было рисунков и призывов.

Редакция активно боролась за новых читателей. И небезуспешно. Заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Альфия Хусаиновна Фахретдинова рассказала, например, о любопытном факте: некоторые крестьяне, чтобы подписаться на «Рабочий», часть имевшихся у них земельных наделов обрабатывали сообща. Вместе пахали, сеяли, вместе убирали урожай. А на полученные от его продажи деньги оформляли подписку. Рабочим на предприятиях тоже выделяли средства на оформление подписных абонементов.

В 1931-м, уже после ликвидации в 1930 году Нижнетагильского округа, встал вопрос о статусе издания. «Рабочий» превратился в городскую газету и одновременно поменял свое название. В его титуле добавилось слово «Тагильский» - существенное уточнение как географии распространения, так и читательской аудитории, для которой он был предназначен. Окончательно определились объем и периодичность выхода номеров: по четыре полосы формата А-2 пять раз в неделю.

Для историков и краеведов давно не являлось новостью, что в старой демидовской вотчине еще задолго до Октябрьской революции существовала ячейка РСДРП – Российской социал-демократической рабочей партии. Больше того – было известно о по крайней мере одном номере выпускаемой этой ячейкой подпольной газеты. Номер вышел в свет в мае 1906 года, а вот имело ли это издание продолжение, и если имело, то какое, толком никто не знал.

За ликвидацию белых пятен взялся редактор «Тагильского рабочего» Быстров. Поиск в областном партийном архиве, куда были переданы все документы, позволил ему установить, что самый первый «Рабочий» выходил в Нижнем Тагиле в 1906-1908 годах, до ареста местной охранкой всех наиболее активных членов тагильской ячейки РСДРП.

В архиве нашлись и номера газеты «Красный Урал». Она издавалась дважды в неделю с декабря 1917-го по лето 1921 года и считалась органом Нижнетагильского комитета большевиков и исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В это же время в городе нерегулярно, но выходили меньшевистские «Известия», а также газета «Борьба», принадлежность которой какой-либо партии или Совету установить не удалось.

Автор исследования посчитал все эти издания прямыми предшественниками «Тагильского рабочего». С его позицией согласился отдел пропаганды и агитации Свердловского областного комитета КПСС. 16 марта 1976 года бюро обкома приняло постановление: «Считать датой выхода первого номера газеты «Тагильский рабочий» не 15 января 1926 года, как было установлено ранее, а май 1906 года».

Вот так в одночасье городская газета постарела сразу на двадцать лет. В мае 1976 года в драматическом театре широко отмечалось ее 70-летие. С докладами и поздравлениями выступили все первые секретари – горкома и райкомов КПСС, приветствия прислали редакции «Правды» и «Известий», «Советской России» и «Социалистической индустрии», правление Союза журналистов СССР… А вот орден Трудового Красного знамени, о награждении которым к полувековому юбилею издания шла речь, не случился: 70 лет – дата не юбилейная.

С опорой на отделы

Но вернемся к отделам – основе структурного построения редакции «Тагильского рабочего» в течении многих лет. Каждый из них имел, как уже говорилось, свой надел: перечень тем из жизни города, которыми он занимался и за освещение которых в газете отвечал.

Сфера ответственности отдела культуры и быта понятна уже из его названия. В конце шестидесятых им руководила Ада Алексеевна Егорова, принявшая эстафету тоже у Ады Алексеевны, но Владимирцевой, перебравшейся к тому времени в областной центр. Егорова, родившаяся в артистической семье (ее мама была актрисой, а отец – режиссером городского драматического театра), тяготела к творческим темам по определению. Она много и охотно писала о художниках и музыкантах, самодеятельных артистах из домов и дворцов культуры Нижнего Тагила и профессионалах сцены. Но ее самым любимым коньком была рецензия.

IMG_8446.JPG

Газетные материалы за подписью Егоровой, посвященные премьерам городского драмтеатра или гастролирующих в Нижнем Тагиле коллективов, новинкам киноиндустрии, вышедшим на экран, увидевшим свет книгам как начинающих местных писателей, так и признанных литературных мэтров, позволили Аде Алексеевне стать едва ли не самым уважаемым газетным театральным критиком Урала. Профессиональный анализ творческих работ, будь это спектакль или книга, глубокое знание предмета, аргументация, с которой сложно было спорить и великолепный язык делали ее публикации яркими и запоминающимися. Аду Алексеевну охотно приняли в Союз театральных критиков СССР – первую и единственную в «Тагильском рабочем».

Егорова отдала этой газете более тридцати лет. Еще шесть она трудилась в «Горном крае». И, уже находясь на отдыхе, смогла уделить время своему мало кому известному увлечению – написанию стихов. Их сборник увидел свет незадолго до кончины Ады Алексеевны. А в начале 2018 года литературно-музыкальной композицией, посвященной памяти А.А. Егоровой, открылся цикл вечеров о ветеранах журналистики Нижнего Тагила, проводимый городской организацией Союза журналистов России.


фото005.jpg

Вместе с Егоровой на рубеже шестидесятых-семидесятых лет прошлого века в отделе культуры трудились корреспондентами Татьяна Егоровна Кононова и Эльвира Аркадьевна Гендерт. Последней особенной удавались материалы под рубрику «На темы морали» - была такая в газетах того времени, посвященная, преимущественно, сложностям человеческих отношений. С точки зрения кодекса строителей коммунизма, естественно. Позже Эля перебралась в областной центр, а в отделе ее сменил Александр Николаевич Мосунов, закончивший журфак УрГУ, куда он поступал, между прочим, по рекомендации факультета советской печати при редакции «Тагилки». Отдав воспитавшей его газете несколько лет, Саша уехал в Сибирь, где успешно трудился в средствах массовой информации Красноярского края.

Выпускница Ленинградского института культуры Кононова в Нижнем Тагиле начинала как библиотекарь, но по-настоящему нашла себя именно в журналистике. Ее, как и меня, буквально за руку привел в газету П.Б. Гуськов. Татьяна Егоровна свободно владела любым жанром, но особенно охотно писала о людях и многочисленных проблемах, стоявших как перед творческими, так и перед трудовыми коллективами Нижнего Тагила. В «Тагильском рабочем» она позже перешла в отдел писем, а оттуда – редактором городского радиовещания.

Уже на излете компартии случилась в ее судьбе партийная стезя – Кононову избрали секретарем по идеологии Тагилстроевского райкома КПСС. Но журналистике она не изменила: много лет проработала собственным корреспондентом по Нижнему Тагилу от областного «Уральского рабочего».

Был, да и остается, у Татьяны Егоровны редкий дар: писать памфлеты и сатирические поздравления коллегам по печатному цеху. В любом редакционном коллективе мало кому удается при этом сохранять со всеми прекрасные отношения. У Кононовой это получается.

фото008.jpg

К числу самых опытных, что называется, опорных журналистов «Тагильского рабочего» много лет относился заведующий отделом информации Сергей Антонович Копаев. Его служба, формально отвечающая за закрытие четвертой полосы каждого номера, ежедневно выдавала «на гора» самые разнообразные новости из культурной, спортивной и прочих сфер жизни города. При этом она нередко заходила и на внутренние полосы, готовя материалы, касающиеся проблем развития Нижнего Тагила или такие редкие и сложные жанры, как фельетон.

Копаев, кстати, писал фельетоны с завидным постоянством. Факты для них ему давали читательские письма и широкий круг знакомых – от органов милиции, суда и прокуратуры до представителей торговли и общепита. Склонность Сергея Антоновича к сатирическим жанрам дала газете многие популярные рубрики: «На всеобщее обозрение», «Сатирическим пером», «Майор Пронин идет по следу», «С фотоаппаратом по городу » - их начинал и вел отдел информации, после чего они становились общередакционными.

У Копаева был непростой характер. В отделе мы с ним притирались друг к другу несколько лет, зато потом все понимали с полуслова. Фронтовик, прошедший с боями Великую Отечественную и как все ее участники мало что рассказывавший о той войне, он по возрасту годился мне в отцы. Именно с его подачи пристрастился к написанию фельетонов и я. Сергей Антонович, первый читатель моих опусов, мог буквально одним словом дать свежую идею для материала или придумать для него броский заголовок.

Сегодня мало кто помнит, что именно Копаев в канун 25-летия празднования Великой Победы вернул из небытия И.И. Воскобойникова, автора знаменитого полотна «Седой Урал кует Победу…» Про написавшего эту картину художника-самоучку было известно, что он прибыл в Нижний Тагил из Харькова и всю войну работал на Уралвагонзаводе, «Заводе № 183», как тогда его называли, испытателем танков. После войны вместе с многими украинцами он вернулся на родину и связи с ним как-то порвались.

Копаев искал на Украине следы Ивана Игнатьевича Воскобойникова чуть ли не год, пока получил от него первую весточку. Зато каким украшением праздничного номера газеты за 8 мая 1970 года стал материал «Кистью художника», рассказывающий, как у заводского самодеятельного творца зародилась и была реализована идея показать через кряжистую фигуру старика-кузнеца всю трудовую мощь Урала.

После выхода Сергея Антоновича на пенсию его журналистскую эстафету принял в «Тагильском рабочем» Копаев-младший. Александр Сергеевич успешно, но очень недолго, к сожалению, трудился в редакционном отделе промышленности, откуда ушел на городское радио, а потом уехал с семьей из Нижнего Тагила.

В разные годы в отделе информации «Тагилки» работали Галина Михайловна Кузьмина и два Андрея Геннадьевича - Старков и Гребнев. Их предшественником был Вячеслав Витальевич Филиппов, тематика материалов которого относилась и к отделу культуры, и к информационной стезе. Позже Слава трудился в секретариате. Кузьмина, кстати, стала соавтором Виталия Ивановича Костромина, в ту пору уже редактора многотиражной газеты «Машиностроитель». Вместе они подготовили и издали солидный том по истории Уралвагонзавода.

Очень недолго в отделе информации трудился в начале восьмидесятых Александр Юрьевич Максимчук. На пару с Андреем Старковым они вели репортажи о футбольных баталиях команды «Уралец». Потом Саша ушел в «Тагильский металлург», а где-то в девяностые основал и редактировал первый в Нижнем Тагиле молодежный журнал «Пульсар». Очень популярное было издание.

Последним в выходных данных газеты всегда стоял отдел писем редакции. Его сотрудники ежемесячно выполняли титаническую работу по приему и обработке примерно полутора тысяч письменных обращений в «Тагилку». Каждое из них надо было не просто прочитать, а решить, куда его направить: или в соответствующую инстанцию для принятия мер, или корреспонденту для обработки и подготовки к печати. Самые интересные письма выходили в газете в тематических еженедельных подборках, еще часть шла в обзоры писем.

Помимо обработки писем сотрудники отдела вели прием посетителей. Мало кто шел в редакцию с радостью, обращения, в основном, носили критический характер и требовали принятия мер. Вечерами этот читательский поток брал на себя внештатный отдел действенности, членами которого были бывшие юристы, многоопытные ветераны труда, общественники. Эта форма работы с людьми всегда давала очень хорошие результаты. И существенно поднимала авторитет городской газеты.

Рамм.jpg

Много лет возглавляла отдел писем Елена Ильинична Рамм. Невысокая, худощавая, она чуть прихрамывала после ранения, полученного фронтовой медицинской сестрой на переднем крае. О войне, впрочем, Елена Ильинична почти не говорила, а свои военные награды одевала только на 9 Мая. В конце шестидесятых еще были живы многие участники Великой Отечественной, а в холле старой редакции висела мемориальная доска с именами журналистов «Тагильского рабочего», не вернувшихся с полей сражений с немецко-фашистскими захватчиками…

Школу Елены Ильиничны прошли многие. У нее, например, трудилась после перехода из отдела культуры Татьяна Егоровна Кононова, о которой уже шла речь. Здесь же учетчицей писем начинала Нина Михайловна Седова – будущий редактор «Горного края», неоднократный победитель многих журналистских конкурсов. После ухода Елены Ильиничны на пенсию отдел писем возглавила Маргарита Николаевна Литвинова.


IMGL2845.jpg

Вместо послесловия

Не все хранит память человеческая. Мой рассказ о «Тагильском рабочем» пятидесяти- и сорокалетней давности тоже далеко не полон. В нем ничего не говорится о тех, кто в газету не писал, зато без участия которых не выходили бы номера печатного издания. Это не только сотрудники редакции – технические секретари, корректора, курьеры, машинистки и телетайпистки но и работники типографии, прежде всего наборного и печатного цехов, распространители газеты из почтовых отделений связи и сети киосков продажи периодических изданий.

За более чем 110 лет существования городской газеты в ее истории бывало всякое. Ветшающие бумажные страницы хранят следы становления советской власти на Урале, этапы его стремительной индустриализации, ужас сталинских репрессий, трудовой подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны, переход экономики на мирные рельсы и послевоенное развитие Нижнего Тагила, крах строительства коммунизма и начало новой-старой эры нынешнего капитализма. О каждом можно написать отдельное исследование и как знать, может когда-то это время придет.

Моей же задачей, повторюсь еще раз, было сохранить в памяти имена журналистов газеты, трудившихся в редакции на излете шестидесятых, а также в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Насколько это удалось – судить, как всегда, читателю.



Борис Минеев.

Апрель 2018 года.


IMG_5835.jpg



  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Читать еще
Для тех, кто помнит
18.11.2016 13:36
В  двух прошлых выпусках «Краеведческой шкатулки» были опубликованы черно-белые фотографии Нижнего Тагила  первой...
За год 14 668 писем
29.07.2016 14:15
В редакции газеты «Тагильский рабочий» хранится интересный документ – отчет о ее работе за 1982 год.
Напарник уговорил
24.06.2016 12:32
Рабкором я стал, в общем-то, случайно. Мой напарник, оператор роликоправильной машины Анатолий Сычугов, время от времени подначивал:...
Что значат эти буквы в истории газеты?
23.06.2016 14:07
Вот и завершается наша «Газетная азбука». Конечно, о многом еще не сказано, чьи-то фамилии были просто упомянуты, а люди заслуживают,...
Улыбка Надежды
08.06.2016 15:13
Она помогает ей в работе и жизни.
Газетная азбука: Серков, Седова, Свахина и многие другие
08.06.2016 15:07
 Буква «С» в истории газеты «Тагильский рабочий».