«Пульс», «Перо» и десяток фамилий
Буква «П» - это лодочный агитационный поход «По пути Ермака», организованный редакцией газеты «Рабочий» в 1929 году, и моторная лодка «Тагильского рабочего» «Перо» во второй половине ХХ века. Вот цитата из материала Ирины Денисовой «Странствия по годам минувшим»: «По выходным часто отдыхали вместе. Ранним утром от причала отходила редакционная моторная лодка «Перо» и брала курс на гору Паленую. Случалось, она совершала несколько рейсов: хотелось провести выходной не только с коллегами, но и с чадами и домочадцами».
Это рубрики «По нашему городу», «Пульс планеты», «Пестрая смесь», «Пресс-клуб «Тагильского рабочего», «Приглашение к отдыху: Что? Где? Когда?». И, конечно, это сотрудники редакции, работавшие здесь в разные годы: Б. Пономарев, П. Петров, А. Пермикин, Н. Попова, В. Порываева, Яков Писарев, Ксения Потемкина, Галина Перепелкина, Людмила Пригарина, Владимир Попов, Геннадий Панюхин, Любовь Пахтеева, Елена Пишванова.
С этой буквы начинаются фамилии лауреатов премии рабкора Григория Быкова - инженера Нижнетагильского отделения «Уралгипромез» И. Поварова, электрослесаря шахты «Эксплуатационная» Н. Попова, бригадира электросварщиков цеха рам и ферм объединения «Уралвагонзавод» В. Политова.
В настоящее время в редакции газеты «Тагильский рабочий» трудятся Галина Повышева, Владимир Пахоменко, Елена Пешкова, победитель конкурса «Лучший журналист года» Ольга Полякова и дважды победитель этого конкурса Ирина Петрова.
Верный спутник - псевдоним
Псевдонимы на страницах газеты «Тагильский рабочий» были всегда. Вымышленные имена использовали как журналисты, так и рабкоры, читатели, присылавшие свои письма в редакцию.
В восьмом томе сборника «След на Земле» в материале «От подпольной – к ежедневной» заместитель директора музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Альфия Фахретденова отметила: «К сожалению, кроме фамилии редакторов в газете не указывали фамилий фотографов, художников и даже корреспонденты часто прятались за псевдонимами – Видевший, Очевидец, Местный, Дорогуша. По характеру газета 20-х годов – агитатор, боец за правду, за новый быт, новую культуру, новые производственные, бытовые и семейные отношения».
В 30-х годах ситуация изменилась, но псевдонимы остались. Елена Овчинникова в материале «Неослабно борясь…» того же сборника рассказала о том, как к 1937-му письма читателей стали напоминать «свистящий шепот доносов и грозные окрики гегемонии». Приведя несколько примеров, она пишет: «И еще много, много сообщений, в которых авторы («Наблюдающий», «Знающий», «А.», «Д-в» и даже заморское «Стар») берут на себя полномочия если не Господа Бога, то, по крайней мере, суда в последней инстанции».
В военные 40-е тоже были псевдонимы и инициалы вместо подписи. На этот раз, из соображений секретности, так как нельзя было публиковать фамилии руководителей предприятий, выпускающих военную продукцию, названия самих предприятий и многое другое. Вот и подписывались: «рабочий цеха, где парторг такой-то», «зритель». Хотя были и инициалы читателей под жалобами – на громких соседей, на качество обслуживания в столовых, на обман продавцов при отоваривании продовольственных карточек, на то, что дрова не вовремя привезли.
Есть псевдонимы на страницах газеты и в XXI веке. Менее кричащие и конкретные, более похожие на настоящие фамилии. Какие? Не имеем права раскрывать, пусть это останется загадкой для следующих поколений.
Людмила ПОГОДИНА.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.
В числе сотрудников редакции газеты «Рабочий» в 1928 году трудились Н. Попова, А. Пермикин, П. Петров.
- Комментарии